Жаңалықтар | Новости

ЭФФЕКТИВНЫЙ СУД – СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Общественные преобразования, направленные на построение В Казахстане гражданского общества, демократического, светского, правового и социального государства дали большой импульс судебноправовой реформе, в рамках которой идет модернизация правосудия, законодательной базы, основ судопроизводства.

Это связано с тем, что сегодня к судебной системе приковано огромное внимание со стороны казахстанского
общества – выступая защитником прав и интересов граждан и юридических лиц, именно суд стоит на страже правового государства, обеспечения верховенства закона. Недаром говорят, что эффективный суд – сильное государство. Многие меры по отработке механизма судебной защиты, развития и усиления
состязательных начал, конкретизация и упрощение судебных процедур и процессуальных правил дают положительный эффект и закреплены в нормативно-правовой базе, а также вошли в повседневную практику.
Еще в период подготовки к VII Съезду судей многие меры были еще только в зачаточном состоянии, в виде предложений и наработок. За эти четыре года все, что намечалось, получило в целом практическую реализацию. Сегодня время выдвигает новые задачи. Они обусловлены тем, что появились другие вызовы и риски, стали сложнее отношения в обществе. Какие вопросы заслуживают обсуждения на очередном съезде? Думаю, актуальны проблемы правового положения судей. Фигура судьи, носителя судебной власти, согласно Конституционному закону о статусе судей обладает рядом особых привилегий, в том числе независимости и несменяемости.

Давая права, государство и общество предъявляют к судьям повышенные требования, налагая особую ответственность. В последние годы ведется системная работа по созданию нового механизма оценки деятельности судьи, процедуры привлечения к ответственности за допущенные нарушения. В этом аспекте,
на наш взгляд, требуют пересмотра существующие критерии оценки качества работы судей. Не секрет, что деятельность судей в настоящее время оценивается на базе статистики, определяющее значение при этом имеет число отмен и изменений судебных актов, вынесенных конкретным судьей. Здесь надо хорошо подумать, а правильно ли работу судей оценивать сугубо по цифровым показателям? Ведь в любом деле порой возникают нюансы, когда отмена или изменение судебного акта связаны, к примеру, с оценкой
доказательств. Справедливо ли, когда судья несет за это дисциплинарную ответственность?

Никто, думается, не будет возражать, что необходимо совершенствовать институт ответственности судей, создав эффективно работающий механизм. В обществе сложилось устойчивое мнение о коррумпированности судебной системы. В связи с этим было бы целесообразным изучить зарубежный опыт борьбы с коррупцией, чтобы предусмотреть конкретные меры по предотвращению коррупционных рисков и правонарушений среди судей при строгом соблюдении положений их правового статуса.

В целом проблема ответственности судей, естественно, сейчас, как и всегда, очень чувствительная. Ее реализация на практике требует четко обозначенных правил и порядка, чтобы привлекаемый к различным видам ответственности судья при несогласии мог бы оспорить. В отстранении, увольнении и наказании – в
этом хотелось бы, конечно, видеть активную роль Союза судей, хотя на практике это пока неосуществимо, учитывая, что в этой общественной организации нет для этого надлежащего штата и соответствующих полномочий. Судьи, как лица, осуществляющие правосудие, нуждаются в особом, гарантированном государством и защищаемом им, статусе. Охраняя членов общества от беззакония, от всяческих проявлений
произвола как со стороны граждан, так и должностных лиц, защищая конституционные права и свободы человека и гражданина, призванный по закону отправлять правосудие, судья вправе на это
правосудие и рассчитывать. Особенно в силу того, что работа судьи, как никакая
другая, при осуществлении им судебных полномочий сопряжена, как правило, с двумя абсолютно разными полюсами исхода рассматриваемого им дела. Но решать эти вопросы необходимо, ибо речь идет о судьбах конкретных людей, и любая ошибка здесь недопустима. Основополагающие принципы как слагаемые правового статуса судей, защиты их прав должны быть тоже такими же обязательными и гарантированными, как и обязанности.

В числе поданных Алматинским филиалом Союза судей предложений по повестке дня предстоящего съезда указаны и такие пункты, как: 1. Обсудить возможность подачи Союзом судей исков по защите чести и деловой репутации судей с внесением соответствующего дополнения в устав Союза.

2. Учитывая недовольство общества по подбору и назначению судейских кадров, несмотря на новеллы рассмотреть вопрос выборности судей первойи апелляционной инстанции, с последу ющим пожизненным утверждением в качестве судьи Указом Президента РК. Судьи не боятся выбора! На повестку дня съезда хотелось бы вынести и вопросы материальных и социальных гарантий независимости судей,
согласно положениям, закрепленным в Конституционном законе «О статусе судей в Республике Казахстан». Установленный уровень материального обеспечения судей должен быть соразмерным их
высокому статусу, объему выполняемой работы и главное – адекватным огромной ответственности, возложенной на них обществом и государством. Наряду с этим нельзя мириться и с высокой текучестью кадров среди работников аппаратов судов по причине низкой оплаты труда. Работая рука об
руку с судейским корпусом, они тоже несут немалую нагрузку, и надо предусмотреть возможности материального стимулирования данной категории государственных служащих.

 

Мухамеджан ЕРЗАКОВ,
председатель Специализированного
межрайонного
экономического суда
г. Алматы

Комментарий