Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

25-летие Основного Закона РК является знаковым и торжественным событием в истории нашей страны не только с точки зрения политико-правовых принципов государственного строительства, но также и с позиции демократических преобразований, определяющих в дальнейшем судьбу казахстанского общества.

К сожалению, юбилейный год Конституции страна встречает под эгидой печальных событий, связанных
с пандемией COVID-19, унесшей жизни тысяч людей со всего мира, включая казахстанцев. Помимо здравоохранения серьезному испытанию подверглись все сферы: культура и образование, СМИ, суды, прокуратура, МВД, акиматы и т.д. Многие испытывают проблемы и вынуждены перейти на дистанционный
формат работы. Но у каждого явления имеется свой срок. Я уверен, что и пандемия не будет продолжаться вечно. Народ Казахстана обязательно выйдет победителем в этой борьбе, как и все человечество.
Прослеживая достижения правового и конституционного строительства Казахстана за пройденные годы, важно подчеркнуть, что Основной Закон не просто объективно способствовал выходу страны из масштабного кризиса в начале обретения суверенитета, но также сыграл ключевую стабилизирующую роль в построении уникальной модели демократической системы, ставшей политико-правовой основой осуществляемых государственных и общественных преобразований.

Помнится, как по итогам республиканского референдума, на котором была принята Конституция 1995 года, Первый Президент РК – Елбасы Н. Назарбаев подчеркнул, что «впервые в истории Казахстана в руках народа оказалось его будущее, за что он голосовал, выражал свое отношение. Это Конституция народа». Именно Конституция стала основным, главным нормативным актом государства и общества, развивающихся в условиях стремительно меняющихся внешнеполитических и внутриэкономических преобразований, определяющих путь цивилизованного становления.

Во многих передовых государствах мира Конституция устанавливает государственный и общественный строй, регламентирует принципы их организации и функционирования с ориентацией на лучшую перспективу. Не секрет, что большинство современных стран, лидирующих в области науки, экономики, политики и военной мощи десятилетиями сталкивались с большими трудностями в период формирования
общечеловеческих правовых ценностей. А государства Западной Европы, США и Канады столетиями
выстраивали контуры конституционализма с элементами защиты демократических свобод граждан,
обеспечения равных прав и обязанностей между ними, с ликвидацией всех форм дискриминации с
максимальным государственным контролем. При этом отрадно осознавать, что Республика Казахстан изначально выбрала для себя путь ненасилия, поскольку принципы толерантности и общественного согласия
всегда являлись верными спутниками духовного икультурного развития казахского народа. И этот рубеж был преодолен нами всего за 25 лет.

В Основном Законе нашей страны закрепляется конституционный статус человека и гражданина – всего народа как источника государственной власти и социальной базы государства. Если народ является единственным источником власти в стране, то Конституция как Основной Закон государства и общества является источником всего законодательства. Именно на ее основе принимаются нормативные акты, выносятся судебные решения, инициируются поправки в то или иное законодательство. Важно понимать, что признание народа творцом Конституции РК придает решающий импульс развитию демократического, светского, правового социального государства, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. При этом народ Казахстана вбирает в себя все этнические группы населения без какой-либо дискриминации и привилегий одной из них. В Конституции есть указание на то, что ее положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать Конституцию, ее нормы при обращениях в государственные органы, в особенности в суд.

Поэтому Конституция РК 1995 года начинается словами: «Мы, народ Казахстана, объединенные общей исторической судьбой, принимаем настоящую Конституцию…». Важно понимать, что народ Казахстана не только принимает Конституцию, он решает и вопросы о внесении изменений и дополнений в Основной Закон страны. Несмотря на то что Президент имеет полномочия передавать проект изменений и дополнений в Конституцию на рассмотрение Парламента, народ в стороне не остается, ведь Парламент считается высшим
представительным органом граждан республики, принимающим любые изменения от имени и в интересах народа.

Помимо всего прочего Основной Закон учреждает государство со всеми его атрибутами – территорией, верховной властью, гражданством и независимым законодательством. Именно соблюдение и реализация основополагающих принципов деятельности республики, закрепленных в Конституции нашего государства, куда относятся общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, позволяет обеспечивать устойчивое социальноэкономическое и политико-правовое
развитие страны. Как отмечается в Концепции правовой политики на 2010-2020 годы, фундаментом национальной правовой системы является конституционное право, поступательное развитие которого зиждется на принципах и нормах действующей Конституции Казахстана, которая в значительной мере обновлена в результате конституционной реформы 2007 года.

Идеи и принципы, заложенные в Основном Законе страны, на долгосрочную перспективу определяют приоритетные направления и механизмы развития национальной правовой системы, в том числе конституционного права. То есть важнейшей задачей является полнокровная реализация принципов и норм Конституции, в первую очередь, в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции, так и реализацию ее потенциала через
текущее законодательство и правоприменение. Согласно основному законодательству страны, общество, а также различные организации и объединения должны основывать свою деятельность на Конституции. Любой орган государственной власти, будь то местный или же центральный, должностные лица также, как и граждане, обязаны соблюдать Конституцию, поскольку в процессе совершенствования законодательства и
в ходе правоприменительной деятельности необходимо неуклонно следовать принципам верховенства

Конституции исоответствия норм актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня. В этом и выражается принцип главного приоритета демократических ценностей государства, о которых говорили многие известные теоретики Казахстана в области права. Исчерпывающее объяснение принципам демократичности государства в свое время дал известный академик Г. Сапаргалиев: «Демократичность
государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, и желающих, и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального и
национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан».

Как отмечал академик в своих трудах, демократизм государства выражается и в возможности оказывать гражданами, их объединениями влияния на содержаниеуправленческих решений государственных органов и процессов их реализации в своих интересах. Для этого Конституция предусматривает определенные
условия. Главным из них является демократический политический режим. Вместе с тем одним из важнейших
принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Конституция РК
установила, что государственная власть в республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы органы государства, реализуя
свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов. Каждому развивающемуся государству необходимы системные меры, обеспечивающие как режим законности в стране и стабильность правовой системы, так и поступательное развитие национального права в рамках действующей Конституции, защиту прав и свобод граждан, интересов общества и
государства. На протяжении всех лет независимости государственная политика Республики Казахстана неукоснительно следовала идеям и принципам реализации конституционных ценностей. Конституция республики стала надежным фундаментом правовых основ страны.

Канат СЫРЛЫБАЕВ,
председатель Ауэзовского
районного суда г. Алматы

Комментарий