Бас тақырып | Тема дня

Противостоять социальному злу

Известно, что Коррупция разъедает здоровое цивилизованное общество изнутри и является главным Фактором угрозы национальной безопасности. По итогам Последних событий, связанных с эпидемией Коронавируса, данный опрос стал сособо актуален, ведь неспроста на одном из совещаний Глава государства отмечал, что ежегодно В стране регистрируется более двух тысяч Коррупционных Преступлений. Привлекается К ответственности В среднем свыше одной тысячи лиц,и что мы Вместе должны решительно Противостоять этой социальной болезни.

– Моя принципиальная позиция: государство должно бороться с коррупцией до полного ее искоренения, – подчеркивал Касым-Жомарт Токаев на совещании с руководителями государственных органов по вопросам противодействия коррупции.

Между тем в январе текущего года года глобальное антикоррупционное
движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (CPI) за 2019 год. Так, основной темой глобального исследования определена политическая прозрачность, связь между
политикой, деньгами и коррупцией, в том числе влияние правил финансирования избирательных кампаний на политическую власть и выборы. По итогам 2019 года Казахстан набрал 34 балла и занял 113-ю позицию наряду с Филиппинами, Замбией, Непалом, Сальвадором и Свазилендом. Оценка проходила на основе
девяти источников (Индекс трансформации Фонда Бертельсманна; Economist Intelligence Unit Country Ratings; Рейтинг «Фридом Хаус» Nations in Transit; Рейтинг страновых рисков Global Insight; Ежегодник мировой конкурентоспособности IMD; Международное руководство по страновым рискам PRS; Проект «Разнообразие демократии»; Всемирный экономический форум EOS; Индекс верховенства права Проекта Всемирного правосудия. Всего – 34 балла).

На постсоветском пространстве лидерами стали Грузия – 56 баллов (44-е место), Беларусь – 45 баллов (66-е место), Армения – 42 балла (77-е место). Молдова набрала 32 балла (120-е место), Украина – 30 баллов (126-е место), Азербайджан – 30 баллов, Кыргызстан – 30 баллов (126-е место), Россия – 28 баллов (137-е место), Узбекистан – 25 баллов (153-е место), Таджикистан – 25 баллов, Туркменистан – 19 баллов (165-е место).
В Центральной Азии лидером остается Казахстан – 34 балла (113-е место). Как отмечают эксперты антикоррупционного движения Transparency International, Казахстан демонстрирует поступательный рост в CPI. Вместе с тем его половинчатый подход в приведении норм национального законодательства
требованиям международной антикоррупционной конвенции ООН, к которой он присоединился более десяти лет назад, а также двойные стандарты в системе наказания лиц, осужденных за коррупцию, не позволяют, по мнению международного сообщества, преодолеть восприятие страны как высоко коррумпированной.

Во исполнение Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы, где понятие коррупции расценено как
явление, «угрожающее национальной безопасности», Агентством по противодействию коррупции разработана концепция проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты РК по вопросам противодействия коррупции». Концепция размещена для публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА», в которой предлагаемые поправки можно разделить на три блока.

Первый направлен на усиление ответственности за коррупцию. Для судей, сотрудников правоохранительных и специальных госорганов предлагается ввести более строгую ответственность и санкции. В то же время эффективным сдерживающим механизмом в предупреждении коррупции среди силовиков станет институт проверки на добропорядочность (Integrity Check) через моделирование коррупционной ситуации. Если проверяемый соглашается получить предлагаемую выгоду и преимущество, он подлежит увольнению по отрицательным мотивам без права возвращения на госслужбу в течение трех лет. Кроме силового блока такую проверку предлагается распространить и на лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функции.

Еще одной мерой, усиливающей ответственность за коррупцию, является исключение применения кратных штрафов за особо тяжкие коррупционные преступления. Второй блок инициатив направлен на гармонизацию национального законодательства с международными антикоррупционными стандартами. Следуя передовой практике и стандартам ОЭСР и ГРЕКО, предлагается криминализировать «обещание/предложение взятки» и
«принятие обещания/предложения взятки». В Казахстане субъектами коррупции являются лишь госслужащие и руководители квазигосударственного сектора.

Учитывая высокие коррупционные риски в деятельности, например, коммерческих банков и субъектов естественных монополий, видится целесообразным отнести их работников к субъектам коррупции. В
таком случае на них будет распространен и весь объем ответственности. Третий блок инициатив направлен
на усиление общественного контроля, который сегодня обрел осязаемые контуры и представлен рядом неправительственных организаций и общественных площадок (общественные советы при
госорганах, национальный превентивный механизм, наблюдательные комиссии и др.).

К примеру, специальные мониторинговые и информационно-пропагандистские группы при Агентстве, проектные офисы «Адалдық алаңы» на системной основе отслеживают качество оказания госуслуг, выявляют проблемы в деятельности госорганов и вносят конструктивные предложения по искоренению бытовой коррупции. Такие рекомендации хоть и не носят обязательный характер, но активно применяются в реализации антикоррупционной политики. В целях обеспечения эффективной системы общественного контроля Концепцией предусмотрена правовая регламентация такого института, что внесет значимый вклад в демократическое развитие и модернизацию политической системы нашей страны.

Другим действенным инструментом взаимодействия с гражданским обществом будет служить комплексная система защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции (whistleblowing) с учетом рекомендаций
ОЭСР и ГРЕКО.

Алихан УАЛИХАН

Комментарий