Экономика

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

Экономическая ситуация, вызванная пандемией коронавируса и объявленными в стране ограничительными мерами в виде карантина, привела к определенному дисбалансу в деловой среде, нарушив привычные хозяйственные связи и регулируемые в этой сфере правоотношения.

Хронология событий начинается с Указа Президента РК от 15 марта 2020 года, когда в стране было объявлено чрезвычайное положение. На основании этого Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте приняла решение о введении с 19 марта 2020 года дополнительных ограничительных, профилактических и противоэпидемиологических мер.

Создавшееся положение привело к вынужденному простою субъектов малого и среднего бизнеса и, несомненно, непосредственно отразилось на деятельности поставщиков по договорам о государственных закупках – они столкнулись с проблемой исполнения договорных обязательств, что было чревато штрафными санкциями, судебными исками и т.п. 20 марта 2020 года Правительством РК было принято Постановление No 127 «Об определении специального порядка государственных закупок», направленное на поддержку экономики и целенаправленно – на облегчение положения поставщиков, которые, как правило, и являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Так, согласно ч. 1 п. 9-1 Постановления, при уклонении потенциальных поставщиков, определенных победителями, от заключения договора о государственных закупках, неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими договорных обязательств, возникших вследствие введения ЧП, заказчик не принимает меры по включению таких потенциальных поставщиков или поставщиков в реестр недобросовестных участников закупок и применению к ним штрафных санкций. В таком случае заказчику предоставлено право в одностороннем порядке расторгнуть договор о государственных закупках по истечении трех рабочих дней со дня уведомления поставщика об указанных фактах.

Если же заказчик такой иск все же предъявил, то в соответствии с Разъяснением No 1 Верховного Суда РК «по отдельным вопросам судебной практики в связи с ведением чрезвычайного положения», судья отказывает в принятии искового заявления, как неподлежащего к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с ч. 4 п. 9-1 Постановления по отношениям, возникшим или возникающим в соответствии с законодательством о государственных закупках, заказчики в установленном законодательством порядке принимают меры, вытекающие из ч. 1 п. 9-1 Постановления.

Стоит отметить, что запрет на предъявление иска о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок и о взыскании штрафных санкций распространяется и на договоры, по которым неисполнение, либо ненадлежащее исполнение поставщиком договорных обязательств было вызвано введением ЧП.

Суть Разъяснения No 1 Верховного Суда, его своевременность и актуальность в том, что он принят для оказания правовой помощи и направлен на недопущение необоснованного роста судебных разбирательств между предпринимателями. Ведь не секрет, что в период вынужденного простоя производственного процесса перед бизнес-сообществом остро встал вопрос: относятся ли введенные карантинные меры к обстоятельствам непреодолимой силы? Как быть, если сторона не выполнит взятые на себя обязательства по заключенным договорам?

От адекватных ответов на эти и другие вопросы зависели стабильность и дальнейшее развитие экономических связей в предпринимательской среде. И должен сказать, что эти превентивные меры сыграли положительную роль, в том числе и в судебной практике.

Признание введения режима ЧП обстоятельством непреодолимой силы, доказывание чего не требует обращения в суд с отдельным иском, сняло многие вопросы, еще раз внеся ясность, что чрезвычайное положение есть общеизвестный факт, не требующий доказывания.

Ведь иски по неисполнению договоров и в докарантинный период были самыми, пожалуй, многочисленными, и трудно представить, если бы противоречия между сторонами гражданских правоотношений в условиях форс-мажора, вызванного пандемией, не были бы устранены путем разъяснения имеющегося правового основания.Этот документ освободил субъектов договорных отношений от необходимости добиваться по этим спорам судебного решения.

Уникальность ситуации в том, что невыполнение обязательств, вытекающих из мер и ограничений в период чрезвычайного положения, не приводит к имущественной ответственности. И суды при разрешении споров, связанных с неисполнением обязательств в связи с ЧП, должны руководствоваться принципами добросовестности, честности и справедливости. Создан прецедент, при котором форс-мажорные обстоятельства при возможность продлить исполнение сторонами обязательств. Так, к примеру, сторона может отказаться от договора, проведя досудебную процедуру и за 30 дней уведомив об этом другую сторону.

Все это соответствует тем задачам, которые Президент Казахстана озвучил на заседании Госкомиссии по ЧП, отметив важность для секторов экономики, наиболее пострадавших от режима ЧП, признания введения режима ЧП на нормативном уровне форс-мажорным обстоятельством.

Асет КАЛИЕВ,
судья СМЭС г. Алматы

Әлсіз | СлабоОнша емес | Так себеЖарайды | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично Баға беріңіз | Оцените
Загрузка...

 

Комментарий