Құқық | Право

ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ПРАВА ЛИЧНОСТИ

В соответствии со ст. 6 КоАП законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, его здоровья, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.

Гл. 10 КоАП относится к административным правонарушениям, посягающим на права личности, и содержит 27 статей, направленных на противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, воспрепятствование получению гражданства РК, ответственность за нарушение законодательства РК о языках, ограничение права свободного передвижения и выбора места жительства,воспрепятствование законной де- ятельности общественных объединений, благотворительных организаций, отказ в предоставлении физическому лицу информации.

Сюда также относятся несоблюдение стандартов и некачественное оказание медицинской помощи, нарушение медицинским работником правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, а также правил реализации лекарственных средств и требований по выписыванию рецептов, нарушение законодательства о минимальных социальных стандартах и их гарантиях,разглашение участниками медиации сведений, ставших известными в ходе проведения процедуры, нарушения в области трудовых отношений, нарушения законодательства РК о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании и об обязательном социальном медицинском страховании, нарушение законодательства РК о государственной службе.

Из них в соответствии со ст. 684 КоАП судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях,предусмотренных ст. ст. 73, 73-1, 73-2,74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81 (ч. 2), 82 (ч. 2), 82-1, 85, 86, 99, 100.

Как отметил в своем Послании народу Казахстана Президент К.-Ж. Токаев: «Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин , и другие тяжкие преступления против личности, особенно  против детей». Во исполнение указанного Послания Главы государства от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» разработан Закон РК от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности».

Указанные изменения Закона введены в действие с 15 января 2020 года и, в первую очередь, направлены на исключение отдельных категорий административных правонарушений, ввиду имеющейся возможности рассмотрения регулируемых ими отношений в дисциплинарном либо гражданско-правовом порядке.

Кроме того, данные нововведения способствуют снижению суммы штрафа за совершение административного правонарушения, в сравнении с нормой закона, действовавшей до внесения изменений и дополнений в закон, а также передаче из подведомственности судов в государственные органы ряда административных правонарушений, из которых полностью передано 63 состава, на альтернативной основе – 37, по которым санкции налагаются исключительно в судебном порядке.

В связи с этим в гл. 10 административные правонарушения, посягающие на права личности, а именно два состава правонарушений, рассматриваемых судами, были переданы на рассмотрение в уполномоченные органы, а именно ст. 75 (отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием языка), ст. 86 (допуск работодателем к работе лица без заключения трудового договора, действие, совершенное в отношении несовершеннолетних повторно в течение года после наложения административного взыскания).

Наибольший процент рассматриваемых судами дел составляют правонарушения в области насилия, и особый интерес вызывают поправки, внесенные в КоАП по указанным правонарушениям. Далее, согласно статистическим данным Союза кризисных центров РК, каждая третья женщина в мире страдает от бытового насилия.

В соответствии с нормами Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности», административная ответственность за причинение легкого вреда здоровью и нанесение побоев в отношении супругов, сожителей или родственников смягчена. Штраф, который был предусмотрен ранее, заменен на меру административного воздействия в виде предупреждения либо ареста сроком до 15 суток, поскольку штрафы выплачивались из семейного бюджета и от этого страдали жена и дети. Однако предупреждение – это лишь альтернативный вид наказания. Во второй раз предупреждения уже не будет, а суд применит арест до 20 суток. Все зависит от обстоятельств конкретного дела.

В частности, внесены изменения в п. 1 ст. 73 КоАП: санкция статьи, предусматривающей ответственность за совершение противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений, в новой редакции влечет предупреждение либо наложение административного взыскания в виде ареста сроком до пяти суток.

За умышленное причинение легкого вреда здоровью, в случае когда речь идет о семейно-бытовых отношениях, грозит предупреждение или административный арест на срок до 15 суток. За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, – предупреждение или административный арест на срок до 10 суток.

Целью внесенных изменений является профилактика правонарушений и защита пострадавших, где предупреждение – это лишь альтернативный вид наказания.

Лица, впервые совершившие противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений (ст. 73 КоАП), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 73-1 КоАП) или побои (ст. 73-2 КоАП), могут быть освобождены от ответственности только судом, при условии примирения с потерпевшим, заявителем и в случае возмещения причиненного вреда в полном объеме.

К практическим мерам по реализации функции судебной защиты прав граждан полагаю отнесение к функции суда возможности применения судебной медиации. Данное предложение вызвано существующей практикой. Зачастую правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений случаются в неблагоприятных семьях с низким уровнем достатка. Соответственно,данные лица не могут воспользоваться правом на примирение в рамках института медиации на платной основе, хотя фактически примирились между собой, и потерпевшая сторона при рассмотрении дела в суде уже не требует наказания виновного лица, при этом дела данной категории возбуждаются только по заявлению потерпевшей (потерпевшего).

Судом также могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя сроком от трех месяцев до года. Они включают в себя ряд запретов для субъекта правонарушения: запрет на вступление в контакт с жертвой бытового насилия, употребление алкогольных напитков, ношение оружия. Даже при условии наличия разрешения на хранение и подтверждения легальности оружия оно изымается на период действия особых требований, установленных судом.

Неисполнение влечет ответственность по нововведенной ст. 669-2 КоАП, признаками которого является нарушение установленных судом особых требований к поведению правонарушителя, что влечет ответственность в виде штрафа в размере пяти МРП либо административный арест на срок до семи суток.

Кроме того, внесенные поправки предусматривают поэтапное разграничение полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения,приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, уточнение составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение общих нормативных правовых правил, поэтапный перевод производства по делам об административных правонарушениях в электронный формат, устранение правовых пробелов и коллизий, выявленных в правоприменительной практике КоАП.

Следовательно, внесенные изменения и дополнения призваны сократить нагрузку в административных судах и обеспечить правовое воздействие на сознание граждан, допустивших административное правонарушение, в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 

Миржан КАДЫРБАЕВ,
председатель
Чингирлауского районного суда
Западно-Казахстанской области

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий