Елең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

ОБЕСПЕЧИТЬ МИР И СОГЛАСИЕ

Главой государства в своем послании народу Казахстана основной акцент был сделан на обеспечение мира и общественного согласия,снижение конфликтности в обществе. Хотелось бы подчеркнуть, что поставленных задач можно достичь путем дальнейшего развития примирительных процедур.

Верховным Судом РК успешно реализуются пилотные проекты, в том числе проект «Примирение: до суда, в суде» с целью снижения конфликтности в обществе и развития альтернативных способов урегулирования споров. По итогам положительного опыта в Гражданский процессуальный кодекс РК внесены значительные изменения по вопросам примирительных процедур.

В результате принятых мер в 2019 году наблюдается снижение гражданских дел,рассматриваемых в судах. За10 месяцев 2019 года рассмотрено 20 550 дел, что на 11 748 меньше, чем за аналогичный период 2018 года. В свою очередь, увеличивается количество прекращенных дел в связи с примирением. Если в 2018 году судами за примирением прекращено 2144 дела, или 6,6 процентов к числу оконченных, то в 2019 году прекращено 2 837 дел,или 14 процентов к числу оконченных.

Аналогичная картина наблюдается по делам по банковским спорам. Так, если в 2018 году судами было окончено 9 481 дело, то за 10 месяцев 2019 года – 3 157. Увеличилось количество прекращенных дел в связи с примирением со 107 до 382 дел.

В целях дальнейшего развития института медиации судом No 3 г. Актобе проводятся мероприятия с участием заинтересованных лиц по пропаганде и разъяснению преимуществ внесудебного урегулирования банковских споров.

На «круглых столах» в онлайн-формате обсуждены вопросы, что в договорах банковского займа отсутствует медиативная оговорка, не детализируется порядок и условия проведения переговоров – одной из форм досудебного урегулирования. При желании заемщиков заключить медиативное соглашение проходит длительная процедура согласования его условий с кредитным комитетом головного офиса, которая негативно отражается на сроках рассмотрения дел.

Представителям банков второго уровня разъяснена необходимость активизации примирительных процедур, поскольку в период карантина платежеспособность населения снизилась, что может привести к увеличению просроченных займов и социальной напряженности.

Согласно банковскому законодательству до обращения в суд банк должен выполнить все действия, предусмотренные банковским законодательством: направить уведомления заемщику, рассмотреть вопрос реструктуризации долга, разрешить вопрос о внесудебной реализации имущества. Однако зачастую банки ограничиваются только направлением одного уведомления и сразу обращаются в суд, при этом в уведомлении на возможность урегулирования спора во внесудебном порядке путем примирительных процедур. Уведомления пишутся в стиле «угрожающего» письма, после прочтения которого у заемщика не возникает мысли о каком-то ином варианте разрешения ситуации, кроме как судебной тяжбы.

Участниками мероприятия поддержана инициатива создания при каждом банке согласительной комиссии по урегулированию банковских споров, изучению причин и условий, способствующих возникновению, разработке инструментов по профилактике банковских споров.

Вместе с тем представителями банков второго уровня озвучено, что все их действия по досудебному урегулированию споров строго регламентированы внутренними документами, утвержденными на уровне головного банка. В связи с этим необходимо внести изменения во внутренние документы, в частности в досудебные планы мероприятий по работе с проблемными заемщиками. В этих документах следует предусмотреть, что до подачи иска в суд или за совершением исполнительной надписи нотариуса необходимо рассмотреть спор в согласительной комиссии, а также обратиться к медиаторам. При этом в согласительной комиссии должны быть рассмотрены вопросы, все ли меры приняты по досудебному урегулированию спора, разъяснена ли заемщику возможность самостоятельно реализовать залоговое имущество и т.д.

По результатам обсуждения участниками «круглого стола» выработаны конкретные предложения, рекомендации направлены в уполномоченный орган по регулированию и развитию финансового рынка. В качестве пилотного проекта предложено открыть кабинет медиации на площадке Актюбинского филиала АО «Евразийский банк». В рамках данного проекта планируется урегулирование споров во внесудебном порядке с участием профессиональных и непрофессиональных медиаторов.

В результате проведенной работы разработаны меморандум о взаимном сотрудничестве между судом No 3 г. Актобе, АО «Евразийский банк» и медиаторами, а также алгоритм действий по досудебному урегулированию банковских споров.

 

Женискуль СУЛТАНОВА,
судья суда No 3 г. Актобе

Әлсіз | СлабоОнша емес | Так себеЖарайды | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично Баға беріңіз | Оцените
Загрузка...

 

Комментарий