Елең еткізер | АктуальноҚұқық | Право

Защитить от незаконных действий

Сенат одобрил в первом чтении проект Административного процедурно-процессуального кодекса и сопутствующий проект закона. Новые специализированные административные суды планируют создать в Казахстане уже в следующем году. Их сотрудниками станут работники действующих судов.

В настоящее время частные лица, будь то обычные граждане или представители бизнеса, у нас зачастую лишены возможности оперативно, справедливо и законно регулировать отношения с органами, облеченными властными полномочиями и действующими от лица государства. Чаша весов Фемиды в спорах госаппарата с рядовым гражданином или негосударственным юридическим лицом, как правило, склоняется в сторону власть предержащих. Этот очевидный дисбаланс немало способствует нарастанию социальной напряженности в обществе, нередко провоцируя людей на отчаянные поступки, и наносит огромный репутационный ущерб государственной власти как таковой.

Последнее десятилетие дискуссии и обсуждения вокруг вопроса о противостоянии обычного человека и государственной махины не теряют своей злободневности. Необходимость принятия нового кодекса, призванного внести лепту в разрешение данного вопроса, была признана давно. Внедрение нового для Казахстана правового института – административной юстиции для разрешения публично-правовых споров – было предусмотрено еще в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 год, утвержденной Елбасы. События последних лет убедительно доказали: медлить с решением данной проблемы нельзя. 2 сентября 2019 года в Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев обозначил задачу коротко и ясно – внедрить административную юстицию.

«В настоящее время в публично-правовых спорах граждане находятся в неравных условиях, их возможности несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата», – отметил в Послании Президент РК. При этом задача административной юстиции обозначена также достаточно четко и определенно – охрана прав и свобод граждан от незаконных действий (бездействия) органов государственного управления.

Разработкой проекта АППК, как известно, занимался Верховный Суд РК с участием Министерства юстиции, ученых, представителей государственных и правоохранительных органов. Документ в марте этого года был одобрен в Мажилисе и направлен в верхнюю палату Парламента. Далее, на пленарном заседании Сената проект Административного процедурно-процессуального кодекса и проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства РК» одобрены в первом чтении. Планируется, что новый кодекс будет введен в действие 1 июля 2021 года и в стране начнут работу вновь созданные административные суды.

– Проект кодекса предусматривает несколько целей. Во-первых, закрепить совокупность гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Во-вторых, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров вышестоящим органом и органами судебной власти. В связи с этим проект кодекса состоит из двух основных частей – административные процедуры и административное судопроизводство, – сообщил министр юстиции РК М. Бекетаев на заседании Сената.

При принятии органами власти управленческих решений в отношении граждан, как отметил министр, закрепляются процедурные гарантии, обеспечивающие обратную связь. И главное здесь – перед принятием окончательного решения субъект власти обязан выслушать мнение заинтересованного гражданина.

Марат Бекетаев также сообщил, что внедряются новые принципы защиты физических лиц от возможных злоупотреблений со стороны госорганов. Например, принцип приоритета прав обязывает правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности законодательства в пользу граждан.

– Гражданин должен быть уверен, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина. Кодекс также предусматривает введение института обязательного досудебного обжалования споров, за исключением отдельных категорий споров, к примеру, налоговых и таможенных. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке – до 20 дней, – добавил руководитель Министерства юстиции.

Напомним, в настоящее время в Казахстане публично-правовые споры частных лиц с государственными органами разрешаются в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РК. К примеру, дело по спору между гражданином А. и местным акиматом рассматривается судом общей юрисдикции, а спор между субъектом предпринимательства и государственным органом – в специализированном экономическом суде. В то же время специализированные административные суды в нашей республике рассматривают дела об административных правонарушениях, жалобы на постановления по данным делам, а также мелкие уголовные дела, за совершение которых предусматривается административная мера взыскания в виде штрафа, лишения права управления транспортным средством, а также ареста.

В большинстве европейских стран институт административной юстиции функционирует в виде административного судопроизводства и административных судов. Обязательным признаком таких судов является рассмотрение публично-правовых споров между частным лицом и органом власти. Отечественными разработчиками в свое время были изучены разные модели административной юстиции, среди которых французская, немецкая и англо-саксонская. Проект АППК основан на немецкой модели и адаптирован к нашей правовой системе. В частности, в Германии административные суды отделены от судебной системы, в то время как у нас новые административные суды будут созданы на базе действующих судов. Тем не менее они должны быть ориентированы на главный принцип административного судопроизводства – активную роль суда. Руководствуясь данным принципом, суд будет обязан проводить ревизию решения административного органа, исследовать все обстоятельства дела, если представленные сторонами доказательства недостаточны, содействовать устранению допущенных в иске формальных ошибок, уточнять неясные требования, разъяснять последствия подачи иска, высказывать предварительное мнение по делу.

Также проектом кодекса предусматриваются новые сроки рассмотрения дела в суде. Судом будут приняты во внимание фактическая сложность дела, достаточность действия суда и добросовестное поведение участников процесса. Максимальная продолжительность рассмотрения дела ограничена проектом шестью месяцами с момента поступления иска.

Как ранее на презентации проекта Административного процедурно-процессуального кодекса в Мажилисе отметила председатель Специализированной судебной коллегии Верховного Суда А. Кыдырбаева, обучение судей для новых судов будет проводиться на базе Академии правосудия, и международные эксперты готовы оказать содействие при проведении тренингов и обучающих мероприятий.

Что касается сопутствующего законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства», предлагается внести поправки в 80 законодательных актов, из которых 14 кодексов. В частности, три главы Гражданского процессуального кодекса планируют перенести в новый Административный процедурно-процессуальный кодекс. Как следует из заключения Сената Парламента РК, из ГПК предлагается исключить гл. 27 («Производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме»), гл. 28 («Производство по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя») и гл. 29 («Производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих»), в связи с рассмотрением указанных категорий споров в рамках основного законопроекта.

Кроме того, в Закон РК «О правовых актах» предлагается внесение поправок в понятия  правовых актов, ненормативных правовых актов,правовых актов индивидуального применения в целях соотношения их с административными актами. Большая часть поправок связана с введением обязательного досудебного обжалования по публично-правовым спорам, что позволит сторонам сэкономить время и избежать судебных расходов.

Как известно, тема внедрения административной юстиции была затронута и на встрече Президента Касым-Жомарта Токаева с председателем Верховного Суда Жакипом Асановым, на которой Глава государства заслушал отчет о реформировании судебной системы. Таким образом, казахстанская судебная система заявила о своей готовности к внедрению нового вида судопроизводства. Но станет ли проще казахстанцам отстаивать свои права в спорах с госорганами в суде и будут ли в действительности уравнены права сторон публично-правовых процессов, покажет время.

Диляра ТАСТЕМИР

Әлсіз | СлабоОнша емес | Так себеЖарайды | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично Баға беріңіз | Оцените
Загрузка...

 

Комментарий