Құқық | Право

КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА

Постановлением национального банка РК от 28 января 2016 год были утверждены правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству, которые приняты с целью установления единого подхода и методов к определению размера вреда, причиненного транспортному средству, в рамках договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Костанайским городским судом по искам владельцев транспортных средств к страховым компаниям о взыскании компенсации материального ущерба по договорам об обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств с 2013 по 2015 год среднее количество возбужденных дел по данной категории составило 158,6 дел в год; с 2017 по 2019 год – 235,6 дел в год. Рост – 48,6 процентов.

Таким образом, после принятия нормативного правового акта, который, по сути, должен был уменьшить количество споров и разногласий, количество споров увеличилось. В силу положения ст. 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» калькуляцию восстановительного ремонта проводят сами страховые компании. Как альтернатива – выгодоприобретатель может обратиться к услугам независимого оценщика.

Практически все споры возникают из-за несогласия выгодоприобретателя с размером оплаты восстановительного ремонта, определенного страховой компанией. Как показывает практика, такие разногласия в большинстве случаев возникают из-за мнения специалистов при определении объема восстановительных работ и их вида (подлежат ли замене на новые поврежденные детали, узлы, агрегаты или возможен их ремонт без замены).

Данная проблема возникает по причине того, что осмотр в силу п. 7 Правил производится лицом, осуществляющим расчет. Согласно Правилам проведения квалификационного экзамена для кандидатов в оценщики, утвержденным приказом министра финансов РК от 5 мая 2018 года, квалификационные требования указывают на наличие высшего образования, без конкретизации какого именно. Вместе с тем определение характера ремонтных работ тех или иных повреждений транспортных средств должно производиться лицом, имеющим специальные знания, то есть лицо, определяющее объем ремонтных работ должно быть специалистом именно в области ремонта автотранспортных средств.

Так, в качестве примера хочется привести следующие факты из рассмотренных судом дел. Установлено, что ряд отчетов об определении стоимости ущерба, произведенных как страховыми компаниями, так и независимыми оценщиками, содержит такой вид работы, как «устранение перекоса кузова». Согласно технической документации перекос кузова автомобиля – это деформация конструкции с нарушением геометрии, изменение положения контрольных точек, указанных к технической карте производителя. Он определяется путем производства замеров контрольных точек, расположенных на кузове и указанных заводом-изготовителем, несоответствия расстояния между ними от установленного заводом изготовителем, и указывает на перекос кузова.

Акты осмотра и фототаблицы к ним ни по одному отчету, содержащему сведения о необходимости устранения перекоса кузова, не содержат сведений произведенных замерах и выявленных отклонениях от указанных заводом-изготовителем. Со слов специалистов, опрошенных в судебном заседании, данные действия ими определяются визуально, «на глаз». Такие пояснения свидетельствуют о том, что отсутствие специальных познаний влияет на достоверность конечной стоимости оцениваемого ущерба. Следовательно, именно данные факты способствуют возникновению и росту количества споров, несмотря на наличие нормативного правового акта, определяющего порядок и единообразие проведения оценки, который фактически должен способствовать их минимализации.

С учетом вышеизложенного полагаю, что установление стоимости восстановительного ремонта должно производиться в два этапа. На первом этапе специалистами, осуществляющими деятельность в сфере ремонта автотранспорта, определяется объем ремонтных работ, их вид и количество комплектующих, подлежащих замене. На втором этапе специалистами в области оценки производится определение стоимости уже установленного объема и характера ремонтных работ.

Введение данного подхода, по моему мнению, снизит количество возникающих споров и разногласий между выгодоприобретателями и страховыми компаниями.

 

Аскар ӘБІЛҚАЙЫР,
судья

Костанайского городского суда

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий