Елең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

УКРЕПЛЯЯ ПОЗИЦИИ ПРАВОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В Рейтинге Doing Business Казахстан вошел в тридцатку ведущих стран мира, заняв 25-ю позицию среди 190 государств. Достижение такого результата стало возможным с принятием мер по оптимизации временных затрат на исполнение судебных актов, оптимизации порядка регистрации и автоматизации госуслуг в сфере регистрации юридических лиц и прав на недвижимое имущество.

Об этом сообщил министр юстиции Марат Бекетаев на отчетной встрече с населением, где были озвучены основные результаты и нововведения многогранной деятельности и ведомства. Значительные изменения произошли в системе работы Министерства юстиции страны.

– В рамках реализации Послания Президента проведена работа по оптимизации штатной численности сотрудников органов юстиции на 30 процентов, или 689 штатных единиц. Оптимизированы 265 отделов территориальных органов юстиции, 217 управлений юстиции объединены в 59 межрайонных. Также высвобождено более 30 тыс. квадратных метров площадей и 109 единиц транспортных средств, – сообщил М. Бекетаев.

По его словам, с 1 февраля этого года во всех территориальных подразделениях Министерства внедрен пилотный проект оплаты труда по факторно-балльной шкале, что позволило повысить заработную плату сотрудников среднего звена, которая выросла до 63 процентов.

В рамках правового обеспечения работы государства в прошлом году ведомством разработан ряд важных законодательных актов страны.

– Принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях». Закон предусматривает гуманизацию отдельных санкций административных правонарушений; передачу в подведомственность госорганов рассмотрение отдельных дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности; установление ответственности должностных лиц за неэффективное планирование и использование бюджетных средств; систематизацию процедуры внесения изменений в КоАП в целях обеспечения стабильности его положений, – отметил министр юстиции.

Кроме того, Сенатом Парламента принят проект Административного процедурно-процессуального кодекса, который предусматривает закрепление в едином законодательном акте правовых основ осуществления административных процедур и судопроизводства по разрешению публично-правовых споров между органами власти и физическими и юридическими лицами.

После принятия Кодекса ведомством будет принята концепция его реализации. Также разрабатывается Дорожная карта реализации дальнейшего развития института административной юстиции, направленная на развитие основных положений Кодекса.

С целью совершенствования нормотворческой деятельности Министерством юстиции разработан законопроект, предусматривающий внедрение новых стадий законотворческого процесса.

В частности, любая проблема в первую очередь будет обсуждаться с общественностью, и только после получения результатов общественного обсуждения разработчиком решается вопрос, быть законопроекту или не быть.

Вся аналитика по имеющейся проблеме и результаты общественного обсуждения должны будут отражаться в отдельном документе. Он создается для получения и фиксации обратной связи от общественности.

Кроме того, по словам министра, предлагается отказаться от привлечения организаций к проведению научной правовой экспертизы на основании государственных закупок и перейти к назначению конкретных экспертов из соответствующего Реестра, который будет вести Институт законодательства и правовой информации.

Такой подход, как подчеркнул Марат Бекетаев, будет способствовать повышению качества разрабатываемых проектов НПА. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Парламенте.

Кроме того, в рамках совершенствования национального законодательства Министерством юстиции планируется разработка Концепции правовой политики на 2020-2030 годы. Существенные изменения Министерством достигнуты в системе исполнительного производства. Как рассказал Марат Бекетаев, ведомством принимаются меры, направленные на улучшение исполнения судебных актов.

Он сообщил, что проработаны поправки в Закон об исполнительном производстве, направленные на его совершенствование, обеспечение приоритетности исполнения социально значимых категорий дел и повышение ответственности частных судебных исполнителей, усиление контроля уполномоченного органа и надзора со стороны прокуратуры.

– Теперь, если частный судебный исполнитель в течение одного месяца не примет мер принудительного исполнения по социально значимой категории дел исполнительных документов, он лишится лицензии на право занятия деятельностью, – пояснил министр юстиции.

Наряду с этим законом предусмотрено усиление контроля уполномоченного органа в лице Министерства юстиции и надзора со стороны прокуратуры. Новым законом также предусмотрен порядок снятия ограничительных мер, в том числе по возращенным исполнительным документам по заявлению взыскателя.

К слову, поправки в Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» приняты Парламентом, документ будет направлен на рассмотрение Главы государства. Еще одним новшеством в сфере исполнительного производства стало создание «Социального фонда» на базе Республиканской палаты ЧСИ с целью оказания помощи сторонам исполнительного производства и гражданам, находящимся в затруднительном социальном, финансовом положении.

По информации главы ведомства,бюджет Фонда формируется за счет членских взносов частных судоисполнителей и добровольных пожертвований, а контроль за его деятельностью осуществляется Попечительским советом Республиканской палаты частных судоисполнителей. Немаловажным шагом совершенствования исполнительного производства стало введение «рейтинга частных судоисполнителей»

– Теперь взыскатели в режиме онлайн имеют возможность ознакомиться с рейтингом и выбрать судебного исполнителя. Кроме того, рейтинг составляется автоматически, на основе статистических данных исполнения документов, исполнительской дисциплины, стажа работы ЧСИ, а также оценки взыскателей, – подчеркнул глава ведомства. Наряду с этим расширяются инструменты онлайн-взаимодействия с судебными исполнителями.

В планах Министерства на следующий год – разработка мобильного приложения автоматизированной информационной системы исполнительного производства, которая позволит сторонам знакомиться с процессуальными документами, оперативно реагировать на изменение статусов наложенных мер, получение санкции, оплачивать задолженность по исполнительным производствам с автоматической отменой мер, а также совершать исполнительские действия вне кабинета. Как сообщил министр, в целях дальнейшего развития АИС проведена интеграция с базами данных 14 банков второго уровня.

– Теперь судоисполнители в режиме онлайн могут оперативно налагать и снимать обременения в финансовых институтах. Вместе с этим запущено взаимодействие с информационной системой «Е-нотариат», позволившее получать исполнительные надписи нотариусов в электронном формате. Также в промышленную эксплуатацию запущен сервис «СМС-уведомление». Теперь при наличии регистрации номеров на телефоны должников будут поступать СМС с информацией о возбуждении дела и принятых по нему процессуальных действиях, – рассказал Марат Бекетаев.

Для удобства населения ведомством также внедрена автоматизация в сфере оказания юридических услуг населению. К примеру, при помощи новой информационной системы «Е-заңкөмегі» осуществляется назначение адвокатов путем автоматического выбора в рамках гарантированной государством юридической помощи. Здесь же граждане могут получать онлайн-консультации по многим правовым вопросам. С начала текущего года Министерством юстиции также введены меры, дополнительно гарантирующие гражданам качество профессиональной юридической помощи. Как сообщил Марат Бекетаев, на адвокатов и юридических консультантов возложена обязанность страховать свою профессиональную деятельность.

– Гражданин в случае причинения ему вреда в результате оказания некачественной юридической помощи адвокатом или юридическим консультантом, в том числе их бездействия либо неправильного оформления документов, пропуска процессуальных сроков вправе претендовать на страховое возмещение. Кроме того, при заключении договора на оказание юридической помощи граждане вправе требовать у адвоката и юридического консультанта предоставление копии договора о страховании профессиональной ответственности, – уточнил главный юрист страны. Как сообщалось, благодаря переводу
ведомством ряда услуг в электронный формат значительно упрощена процедура регистрации.

Так, в сфере регистрации актов гражданского состояния введен экстерриториальный принцип, с помощью которого при необходимости получения какого-либо свидетельства, вне зависимости от того в каком регионе родился человек, прописан или проживает, он может получить документ в любом регистрирующем органе по желанию.

– Исключена необходимость предоставления гражданами документов, которые регистрирующий орган может получить из информационных систем государственных органов, такие как решение суда, медицинское свидетельство, сведения о зарегистрированных актовых записях в РК. Кроме того, в связи с автоматизацией государственных услуг исключены некоторые виды регистрации актов гражданского состояния. Также вместо двух свидетельств – свидетельства об усыновлении или об установлении отцовства и рождении – регистрирующим органом выдается только одно свидетельство о рождении ребенка, которое содержит персональные данные ребенка и данные о его родителях, – проинформировал министр
юстиции.

Что касается регистрации юридических лиц, с начала года в электронный формат переведена регистрация субъектов крупного предпринимательства, где срок регистрации составляет один час. Ранее данной услугой были охвачены только субъекты малого и среднего бизнеса. По словам министра, ежегодно услугой пользовались в среднем 1200 юридических лиц.

В сфере регистрации прав на недвижимое имущество, как рассказал министр, в электронный формат будет переведена регистрация залога путем информационного взаимодействия с банками второго уровня. Данная мера нацелена на сокращение финансовых и временных затрат со стороны собственников недвижимого имущества.

– Собственнику недвижимости не нужно будет обращаться в ЦОНы для сдачи документов, так как сведения о залоге для регистрации самостоятельно будут направляться банками в регистрирующий орган в электронном формате. Процесс осуществления электронной регистрации залога на недвижимое имущество будет запущен в следующем месяце. Регистрация будет осуществляться в течение одного рабочего дня, – отметил министр юстиции.

В настоящее время пилотный проект по осуществлению электронной регистрации залога запущен в городах Нур-Султан и Шымкент. При этом, как отмечалось, нововведения по автоматизации государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимость закреплены на законодательном уровне. В своем выступлении Марат Бекетаев отдельно остановился на вопросах совершенствования судебной экспертизы.

– Министерством разработана информационная система «Е-saraptama». Проведена работа по ее интеграции с информационными системами «Төрелік», «Е-уголовное дело» и «Е-лицензирование». Запуск в промышленную эксплуатацию планируется в текущем году, – рассказал он. Перед ведомством также стоит ряд задач по развитию конкурентной среды в области судебно-экспертной деятельности и передаче отдельных видов экспертиз в частную среду.

Как рассказал М. Бекетаев, Министерством юстиции, внутренних дел и Генеральной прокуратурой подписан совместный приказ о передаче отдельных видов судебных экспертиз, назначаемых органами внутренних дел по уголовным делам, в конкурентную среду путем аутсорсинга. При этом в аутсорсинг передаются товароведческая, строительная, автотовароведческая, трассологическая, психолого-криминалистическая, психолого-филологическая, экспертиза обстоятельств ДТП и ТС, экспертиза средств компьютерной технологии и судебно-медицинская экспертиза живых лиц.

– В целом предполагается, что проект будет способствовать сокращению сроков производства экспертиз, развитию института частной судебной экспертизы и сокращению расходов государственного бюджета, – считает министр. Он также напомнил, что с ноября 2018 года Министерством юстиции совместно с Верховным Судом осуществлен пилотный проект в Институтах судебных экспертиз городов Нур-Султан и Алматы по назначению судами первичной судебно-строительной, товароведческой и экономической экспертиз частным судебным экспертам.

– Эксперимент дал свои положительные результаты. К примеру, за 2019 год частными судебными экспертами по определению судов по гражданским делам проведено 706 судебных экспертиз, что позволило сократить расходы государственного бюджета на более чем 42 млн тенге, – сообщил министр юстиции.

Говоря о представительстве интересов нашей страны за рубежом, Марат Бекетаев проинформировал, что за период 2003-2019 годов защищены интересы государства на сумму19,7 млрд долларов.

– В период с 2003 по 2019 год сумма исковых требований в адрес Республики Казахстан составила 24 млрд долларов. Завершены 26 споров, из которых 16 – в пользу Казахстана, три спора против семи урегулированы мирным путем, – добавил министр юстиции РК.

 

Корреспондент «ЮГ»
Линара САКТАГАНОВА
evraziyatransom@mail.ru
г. Нур-Султан

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий