Елең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

Принципы работы – профессионализм и открытость

 Мировой опыт государственного строительства показал, что для общественных институтов стране необходим государственный аппарат, играющий исключительную роль в реализации публичной власти.

За годы независимости государственный аппарат, реализуя поставленные задачи и потребности граждан, сформировал новый свой облик и культуру. На основе последовательных реформ сложилось профессиональное ядро управленцев, успешно реализующих государственную политику на всех уровнях исполнительной и представительной власти.

В утвержденной, а также принятой на республиканском референдуме, обновленной Конституции страны заложена основа развития национального права, определена форма государственного устройства и правления, структура ветвей власти. Впервые гарантировано право граждан на доступ к госслужбе, в официальный обиход введен термин «государственная служба».

Практически одновременно с Основным Законом страны первым специальным нормативным правовым актом, регулирующим рассматриваемую сферу, был Указ Главы государства, имеющий силу Закона «О государственной службе», от 26 декабря 1995 года. Данный указ позволил сформировать кадровое ядро системы государственного управления и заложить основы для развития госслужбы, установить ее принципы, иерархию государственных должностей, определить правовой статус и социальные гарантии госслужащих, ввести антикоррупционные ограничения.

Следующей вехой в развитии госслужбы стала Стратегия «Казахстан – 2030», определившая в 1997 году в качестве долгосрочного приоритета государственного развития формирование профессионального Правительства и заложившая начало первой административной реформы.

В целях реализации и развития системы госуправления Указом Главы государства в 1998 году образован самостоятельный уполномоченный госорган – Агентство по делам государственной службы, непосредственно подчиненное и подотчетное Президенту страны. Данное Агентство наделено функциями и полномочиями по совершенствованию законодательства и системы госслужбы, организации труда ее служащих; мониторингу состояния кадров госаппарата и его обучению, организации работы по совершенствованию системы оплаты труда; контролю соблюдения законодательства о госслужбе (правил служебной этики). Тем самым впервые на постсоветском пространстве создан орган, координирующий всю систему социального, правового, кадрового взаимодействия госоргана и социально-правовых отношений его работников. Это был первый шаг в институциональном оформлении и становлении национальной модели госслужбы на этапе развития страны.

Дальнейшим этапом совершенствования рассматриваемого института стало принятие Указом от 21 июля 2011 года Концепции новой модели государственной службы, предопределяющей старт второй реформе, усиливающей принцип меритократии. Одним из существенных ее нововведений явилось сокращение состава политических госслужащих, создание административных служащих управленческого корпуса «А» и исполнительского корпуса «Б», внедрение института экспертов и наблюдателей конкурсного отбора.

Следующая веха реформирования системы госуправления характерна образованием в 2014 году объединенного Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. Тем самым объединены усилия государства и общества в эффективной реализации кадровой политики и противодействии коррупции. Согласно Антикоррупционной стратегии до 2025 года, приоритетом поставлена задача профилактики, чем борьба с ее последствиями.

Принятие Программы «План нации – 100 конкретных шагов» предопределило дальнейшее совершенствование институциональных основ госслужбы. Целью первой институциональной реформы было формирование профессионального госаппарата, для чего были приняты новые законы «О государственной службе Республики Казахстан» и «О противодействии коррупции». Теперь поступление на госслужбу начинается с низовых должностей, а продвижение по карьерной лестнице возможно при соблюдении принципа меритократии и наличии соответствующих навыков, знаний и опыта работы на нижестоящих должностях.
Припоступлении на госслужбу необходимо пройти трехступенчатую систему отбора, включающую тестирование на знание законодательства, оценку компетенций и собеседование. В результате такого подхода в три раза увеличилось число вновь прибывших на госслужбу, в два раза снизилась сменяемость кадров, и в 18 раз сократились переводы. Также в целях большей открытости госаппарата предусмотрена возможность найма в государственные органы зарубежных менеджеров.

Особое место в соблюдении меритократии и недопущении коррупции имеет Этический кодекс, определивший этические стандарты служащих. Сформирована система контроля соблюдения этических норм путем внедрения института уполномоченного по этике и преобразования Дисциплинарных советов в Советы по этике, основополагающим их вектором определена профилактика коррупционных и этических правонарушений.
Несмотря на значительные преобразования системы госслужбы целесообразно реализовать ряд следующих мер. Настало время принятия консолидированного кодифицированного нормативного правового акта, включающего в себя вопросы прохождения государственной, в том числе правоохранительной, воинской, дипломатической служб. Требует пересмотра порядок рассмотрения обращений граждан.

При этом следует установить систему сдержек и противовесов анализа рассмотренных обращений, сменив акцент на качество, а не на своевременность дачи ответа заявителю, а также решения проблем населения с системным анализом и внесением поправок в законодательство.

Следует пересмотреть обучение потенциальных кандидатов в стенах высших учебных заведений и действующих государственных служащих. Наличие нескольких дипломов является свидетельством низкой профессиональной ориентированности госслужащих. При этом следовало бы вернуть практику специализации их обучения в разных регионах страны. При этом в целях выстраивания неразрывной связи между центральными и региональными властями следовало бы лекторами определить сотрудников центрального аппарата.
Учитывая поручение Президента о сокращении до 25 процентов к 2024 году численности госслужащих, необходимо предварительно провести тщательный анализ функционала между местными исполнительными органами и территориальными подразделениями центральных госорганов с передачей отдельных функций на места.

Ориентация на граждан, профессионализм, оперативность, открытость и доступность будут основными принципами работы госорганов.

Адильбек МУКАШЕВ, руководитель Департамента Агентства по делам государственной службы по Актюбинской области

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий