Құқық | Право

ЗА ЖЕСТОКОСТЬ – ТЮРЕМНЫЙ СРОК

Пару дней назад казахстанские соцсети облетели шокирующие своей жестокостью видео- и фотоиздевательства над животными. Министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев заявил, что, возможно, выйдет с предложением ужесточить наказание за жестокое обращение с животными.

Вопрос был задан главе МВД в ходе отчетной встречи с населением.

– Действительно, в последнее время в СМИ много фактов жестокого обращения с животными. На каждый мы реагируем, практически все факты выявлены. Есть ст. 316 в Уголовном кодексе, но дело в том, что санкции этой статьи очень маленькие, – сказал Е. Тургумбаев, отвечая на вопросы журналистов в СЦК.

Он также отметил, что, возможно, выйдет с запросом об ужесточении наказания за жестокое обращение с животными.

– По части первой этой статьи (316 – прим.) предусмотрен штраф в размере 120 МРП, либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам сроком до 120 часов, либо арест до 30 суток. По части второй, когда предусмотрена группа лиц, санкции чуть выше, но она не превышает 50 суток ареста. Здесь все-таки мы анализируем и, возможно, выйдем с предложением об ужесточении санкции по этим статьям, – заключил глава МВД.

О том, поможет ли ужесточние наказания по ст. 316 УК РК улучшить ситуацию с защитой животных в стране и уменшить факты жестокого обращения над животными, а также о законодательной базе, которая регулирует взаимоотношения человека и животных, нам рассказали президент Общественного фонда защиты животных «KARE-Забота» Юлия КОВАЛЕНКО и юрист ТОО «Евразийский правовой центр» Алибек ОРАЗОВ.

Коваленко Юлия, президент Общественного фонда защиты животных «KARE-Забота»:
– В настоящее время размер санкции по ст. 316 УК РК несоизмерим с мировыми стандартами. Как любое посягательство на живое существо, данное преступление должно караться не умеренными штрафами, как это в основном делается сейчас. К примеру, в Германии, если животное подвергается жестокому обращению, его владельца ждет штраф до 25 тыс. евро или реальный тюремный срок до трех лет.
Несомненно, помимо ужесточения наказания, юридическая конструкция нормы о жестоком обращении с животными требует существенной переработки и актуализации.

В нынешней редакции обязательным признаком объективной стороны правонарушения является его совершение с применением садистских методов либо в присутствии малолетних, т.е. лиц, не достигших 14 лет. А субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В отсутствии обязательных признаков, указанных выше, деяние может квалифицироваться только при условии, что совершено из хулиганских побуждений. Т.е. в нынешней редакции данная статья применяется только в трех возможных случаях, что сужает возможность применения данной статьи.
Зачастую животные подвергаются жестокому обращению со стороны лиц, не достигших 16 лет, поэтому следует внести данную статью в перечень преступлений, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет, так как несовершеннолетние воспринимают стандарты гуманного обращения с животными с самого детства, следовательно, осознают характер и общественную опасность своих поступков. Это одно из деяний, наиболее способствующих развитию жестокости, садистских наклонностей в личности преступника, поэтому необходимо пресекать любые проявления детской жестокости, укрепив статус данной нормы в качестве нормы с двойной превенцией.

Несомненно, жестокое обращение с животными негативно сказывается на психическом развитии не только малолетних, но и несовершеннолетних, поэтому, на наш взгляд, допустимо установить обстановку совершения квалифицированного состава как «в присутствии несовершеннолетних».

Помимо предлагаемых изменений в ст. 316 УК РК, разумным будет ввести и состав административного правонарушения, устанавливающий административную ответственность, с высокими штрафами, за жестокое обращение с животными, действия которых не подпадают под действие ст. 316УК РК. К таковым можно отнести избиение, содержание в неподходящих условиях, лишение пищи, воды и т.д.

Мы с коллегами подготовили изменения ст. 316 УК РК с детальным обоснованием и готовы к диалогу с заинтересованными лицами, а также поддержать предложение главы МВД РК. Также мы выступаем за необходимость принятия отдельного закона об ответственном обращении с животными. Насущная потребность этих изменений в законодательство РК очевидна. Мы полагаем, что одной из причин участившихся случаев жестокого обращения с животными является сложившийся правовой дисбаланс в сфере ответственного обращения с животными между безопасным их содержанием и гуманным отношением.
Зарубежный опыт показывает, что отношения по поводу ответственного обращения с животными, тем более представляющих общественную опасность, весьма успешно подвергаются упорядочиванию и регулированию, в т.ч. посредством уголовно-правовых норм, что способствует более прочной защите основных прав человека, причем без допущения негуманного обращения с животными.

Алибек ОРАЗОВ, юрист ТОО «Евразийский правовой центр»:

– В настоящий момент в нашем обществе назрело противоречие относительно взаимоотношений между человеком и животными как на законодательном уровне, так и в повседневной жизни.

Законодательная база, регулирующая и регламентирующая отношения человека и животных, представлена целым рядом нормативно-правовых актов самого разного уровня.

Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года содержит чрезвычайно важную по своей природе, но абсолютно неэффективную ст. 316, регламентирующую жестокое обращение с животными. Основной причиной этой неэффективности является неполная и не соответствующая современным реалиям формулировка статьи. В результате чего из сотен регистрируемых заявлений о жестоком обращении до суда доходят единицы.

Несомненно, данную статью нужно ужесточать, при этом нашему законодательству о животных не хватает структуры, унификации терминологии, закрепления общих принципов обращения с животными на уровне национального закона, которым бы соответствовали все нормативные акты вне зависимости от иерархии.

Если проанализировать законодательную базу, которая регулирует взаимоотношения человека и животных, то мы видим, что согласно ст.ст. 6 и 26 Основного Закона животные рассматриваются в качестве объектов права собственности и, соответственно, защищаются.

При этом животный мир как природный ресурс (то есть дикие животные в состоянии естественной свободы) находятся в государственной собственности (п. 3 ст. 6 Конституции). Следовательно, животные могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.
Однако регуляции, имеющие непосредственное отношение к животным, содержат несколько кодексов.

Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 года развивает и раскрывает положения Конституции о собственности, прямо приравнивает животных к вещам (ст. 124). ГК определяет правовой режим безнадзорных животных (ст. 246) и правовой режим бесхозяйных вещей, каковыми животные могут быть. Кроме того, самое непосредственное отношение к животным имеют положения ГК об осуществлении прав (собственности и иных) и способах их защиты; о сделках и их последствиях; причинении вреда и возмещении убытков; возникновении и прекращении права собственности и др.

Следует иметь в виду, что к отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (отвечающим признакам гражданско-правовых отношений) гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (п. 3 ст. 1 ГК). Это означает, что к диким животным положения ГК могут применяться только субсидиарно.

Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года включает несколько статей относительно животных, прежде всего, ст. 408 «Нарушение правил содержания и выгула собак и кошек, правил отлова и уничтожения бродячих собак и кошек».

Кроме того, он содержит ст. 406 «Нарушение законодательства РК в области ветеринарии» и ст. 425 «Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов».
Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года устанавливает экологические требования при использовании животного мира (гл. 35), в том числе относительно редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (гл. 36).
Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 года включает важные регуляции касательно госсанэпидемконтроля и надзора, имеющего непосредственное отношение к животным.
Специальное законодательство о животных включает акты разного уровня, в том числе законы и подзаконные акты.
Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года распространяется на диких животных и направлен на обеспечение условий животного мира и его биологического разнообразия, устойчивого использования объектов животного мира в целях удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.
Закон РК от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» среди своих основных задач определяет защиту животных от их болезней и их лечение, охрану здоровья населения от болезней, общих для животных и человека.

При этом можно заметить, что совершенно отсутствует классификация животных как таковая, а также запрет содержания диких животных в качестве питомцев. Кроме того, правовое регулирование условий содержания животных в зоопарках и цирках также содержит ряд пробелов.

 

Нагашыбек БЕКДАИР

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий