Құқық | Право

ЦЕНА ВОПРОСА НОВОГО КОДЕКСА

Последние годы тема защиты окружающей среды стала очень актуальной во всем мире. Многие страны объединяют свои усилия за экологичное будущее. Казахстан в этом вопросе тоже реализует свою политику. Так, важным событием в 2019 году стало создание Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Кроме того, совместными усилиями экспертов и бизнес-сообществ был разработан проект Экологического кодекса РК, который был основан на международном опыте, чтобы решить экологические проблемы.

Председатель Комитета по экологическому регулированию и контролю Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухар Жолдасов считает, что Казахстан находится на этапе экологических реформ нового Экологического кодекса.

– У нас семь городов с очень высоким уровнем загрязнения, десять – с высоким и два – с повышенным. Кроме того, большой объем отходов, более трех миллиардов тонн, среди них большой процент опасных отходов. Большие проблемы с твердым бытовым отходами – более 100 млн складировано, и ежегодно четыре миллиона добавляется. Перед разработкой норм в Министерстве изучили мировой опыт. В Европе существует некая таблетка для решения всех проблем – внедрение механизма наилучших доступных технологий (НДТ). Это перечень технологий, соответствующих трем факторам: первый – экологичность, второй – апробированность и третий – экономичность. Европа достигла снижения на 94 процентов выбросов по основным загрязняющим веществам, – рассказал З. Жолдасов.

Спикер отметил, что за основу проекта Экологического кодекса взят механизм новейших доступных технологий.

– Конечно, много разговоров ходит о том, что это может быть тяжело в экономическом плане для предприятий. Но сейчас многие страны Европы отходят от неэкологичной продукции. К примеру, ряд брендов уже отказался от сырья из Африки, потому что оно добыто неэкологичным путем. Нас это тоже ожидает, когда казахстанская продукция может стать неконкурентной, – рассказал З. Жолдасов.

По словам председателя Комитета, проект Экологического кодекса поможет предприятиям решить проблемы с модернизацией.

– До 2023 года мы будем разрабатывать перечень требований к новейшим доступным технологиям. Как это работает в Европе? Там есть определенный перечень, и предприятие должно применить оборудование, которое соответствует требованиям из этого списка. Технологии должны быть экологичными, экономически выгодными и апробированными, – пояснил З. Жолдасов.

Как он уверил, на модернизацию предприятий Министерство отводит 10 лет – с 2025 до 2035 года.

– Все будет происходить в добровольном порядке. Но как стимулирующий механизм мы предлагаем предприятиям заявить о том, что они планируют в последующие годы внедрять новые технологи. Тогда в течение этих лет они не будут платить экологические платежи. Для тех, кто захочет жить по-старому, экоплатежи будут немного выше, – рассказал З. Жолдасов.

В свою очередь, генеральный директор Ассоциации Kazenergy Болат Акчулаков рассказал, к каким издержкам может привести переход на НДТ. Эксперт выразил уверенность в том, что если предприятиям не дадут экономических стимулов и не позволят поднимать цены на конечный продукт, то они будут вынуждены прибегнуть к оптимизации, и эта оптимизация начнется с заработной платы работников, а также сокращения персонала. По его словам, это цена вопроса Экологического кодекса, которая обсуждается.

Председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева считает, что если бы законодатели прислушивались к мнению экологов, то значительно ужесточили бы соответствующий кодекс.

– Тогда наши граждане не относились бы снисходительно к ядовитым газам и выбросам. Горнодобывающая и нефтяная промышленность не должны уже ждать каких-то стимулов, а продвигаться и быть конкурентоспособными. И самое главное – не наносить вред нашим гражданам, – считает А. Соловьева.

Зулфухар Жолдасов рассказал, что на атмосферу Алматы влияет не только сам город, а также агломерация.

– Там находится ТЭЦ-3, которой также требуется модернизация, плюс большой частный сектор. На сегодняшний день если в Алматы полностью не газифицировали только три процента частного сектора – это около двух тысяч домов, то за пределами города – более 20 тыс. домов не газифицированы, что влияет на воздушный бассейн города. Понимаете, происходит инверсия, воздух возвращается в горы и спускается туда. И поэтому с той стороны – Талгарского, Илийского, Карасайского районов – загрязняющие вещества направляются в горы, – рассказал З. Жолдасов.

По его словам, сейчас решается вопрос: перевести ТЭЦ-2 на газ или установить фильтры по очистке воздуха. Также он рассказал о комплексе задач, который разбили на сегменты, чтобы решать существующие проблемы.

– По транспорту мы выявили ряд проблем, начиная от техосмотра, качества бензина, необходимости лаборатории, а также возможности стимулирования гибридных, электрических автомобилей. Необходим перевод общественного транспорта на газ, исключение дизельных двигателей. Предложение было ограничить движение в центр города или вообще в горы. Есть практики мировые, когда запрещают или делают въезд платным. У нас также есть большая проблема: порядка 70 процентов автомобилей старше десяти лет, то есть заливай туда хоть какой бензин – и все равно будет проблема, – добавил З. Жолдасов.

Чиновник отметил, что система GPS-навигации позволит в режиме реального времени отслеживать передвижение мусоровозов.

– Почему мы за городом часто видим какие-то стихийные свалки? Здесь большой вопрос в регулировании. Мы предполагаем, что те компании, которые будут вывозить мусор, должны работать по уведомлению и разрешению. То есть сейчас владелец любой «Газели» может подать объявление по вывозу мусора, потом забирает строительный мусор, и вместо того, чтобы платить 10-20 тыс.тенге за вывоз на полигон, он все оставляет в степи или в овраге. Мы также предполагаем, что все машины должны быть чипированы, чтобы был контроль за этими организациями, – рассказал З. Жолдасов.

По его словам, все предприятия, которые занимаются утилизацией, должны будут работать по лицензии.

– Переработка является не самым окупаемым бизнесом, поэтому мы водим «Waste to Energy», то есть сжигание отходов с последующим получением электроэнергии по аналогии с ВИЭ. Полученное электричество могут продовать населению по электросети. Это ниша является более привлекательной для бизнеса, и мы будем привлекать инвестиции в шести городах, – резюмировал З. Жолдасов.

Нагашыбек БЕКДАИР

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий