Қоғам | Общество

БАНКОВСКИЕ УХИЩРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЧП

Если помните, 23 марта 2020 года, как только в стране ввели чрезвычайное положение, Президент  Казахстана К.-Ж. Токаев поручил предоставить кредитные каникулы тем лицам, чье финансовое положение ухудшилось в связи с распространением в стране и в мире коронавирусной инфекции.

Так вот, несмотря на то, что Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка утвердило специальный механизм приостановления на три месяца выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения и предпринимателей, банки, скажем так, пошли на всякого рода ухищрения. Под предлогом того, что обслуживание клиентов перешло в онлайн-режим, они предоставили отсрочку по платежам как физлицам, так и предпринимателям. Но для начала клиентам необходимо документально оформить отсрочку платежа – это первое.

Второе – заполнить заявку с учетом некоторых условий. Подать заявку можно двумя способами: в мобильном приложении банка и через онлайн-банкинг в десктоп-версии. Период приостановления выплат – три месяца (с 16 марта до 15 июня этого года).

Штрафы и пени, как уверяли банки, в период ЧС не начисляются. Возьмем конкретно физических лиц. Для них банки выстроили целую цепочку преград, которые необходимо преодолеть. Как мы оговорили, это что отсрочку платежа нужно оформлять через онлайн-банкинг, который во время ЧП практически не работал в связи с перегрузкой Интернета. Далее.

Банк готов предоставить отсрочку не всем клиентам, а только тем лицам, которые пострадали в результате введения чрезвычайного положения. При этом их финансовое состояние ухудшилось по следующим причинам: временная нетрудоспособность в связи с введением карантина; нахождение в неоплачиваемом трудовом отпуске; увольнение, расторжение трудового договора и прекращение иных трудовых отношений; снижение или приостановление выплаты заработной платы или иных доходов. В случае если работник не может присутствовать на рабочем месте в связи с ограничениями на въезд (выезд) в местность, на территории которой действует чрезвычайное положение и (или) карантин; иные причины, свидетельствующие об ухудшении финансового состояния.

Допустим, что по всем критериям банка вы имеете право на отсрочку, но нет никакой, как сказано выше, гарантии, что попадете в отсроченный долгожданный список. Даже в том случае, что удалось выйти через онлайн-банкиг. Хотя банк уверяет, что документы, подтверждающие ухудшение финансового состояния клиента, не требуются, он может отказать по любому незначительному поводу. Скажем, вы не имели просроченные обязательства на момент подачи заявки на приостановление платежа. И, самое главное, вся банковская хитрость заключается в том, что начисленные проценты на период отсрочки равномерно распределяются на остаток срока кредита. Вот и вся «банковская помощь» лицам, которые пострадали во время ЧП в связи с карантином. Нет, чтобы в этот период хотя бы снять кредитные взносы или банковские проценты, как, например, в Италии, Китае и Грузии. В Китае помогли даже тем, кто арендует съемное жилье.

В первый месяц карантина люди не платили ничего, а затем выплачивали по 50 процентов. В качестве примера приведу свою историю. У меня имеется два потребительских кредита. Один в Каspi Bank, другой в микрокредитной организации Kаz Credit Line. Сразу скажу, что в желанный список клиентов я не попадаю. У меня есть хоть частично оплачиваемый,но все-таки доход в виде ежемесячной зарплаты.

Так вот, 14 апреля по той причине, что отделение организации не работало, а выходить на улицу запрещено, я не оплатил своевременно кредит в сумме 16 049 тенге (1151 – вознаграждение, 14 898 тенге – сумма погашения микрокредита). Да,честно говоря, и денег не было у меня. Менеджер Kаz Credit Line на следующий день позвонила и сказала, что я вышел на просрочку, и если не оплачу, то проценты будут возрастать. На мой закономерный вопрос – а что, кредитные каникулы, как уверяет Президент, на вашу организацию не действуют? – я получил ответ: «Нет, у нас никаких послаблений нет. Вы можете оплатить через приложение нашей организации».

Пришлось мне через недели две оплатить задолженность Kаz Credit Line в сумме 18 565 тенге. Такая же примерно история и с кредитом Каspi Bank. Там сумма кредита составляла 15 600 тенге с обязательным банковским вознаграждением и основным долгом. И никаких вам послаблений. Пришлось оплатить 16 тыс. тенге,так как терминал сдачи не выдает.

Такова, как говорится, карантиннаядействительность, когда банки (да и все фискальные органы), включают непонимание когда им это выгодно. Кстати, еще 2 апреля пришло СМС-сообщение, что мне начислена социальная выплата 42 500 тенге в связи с утерей дохода. Потом такое же сообщение пришло 17 апреля, что мне дополнительно начислена такая же сумма.

Прекрасно осознавая, что государство просто так ничего даром не дает, решил не искушать свою судьбу и попросту проигнорировал эти сообщения. Пусть лучше материальную помощь получат те,кто в этом действительно нуждается. Если, конечно, получат на самом деле.

 

Ануар КАКИМО

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий