Аптадағы сұхбат | Интервью неделиШоу бизнес

ПЕРВАЯ СКРИПКА

Широко известная в Казахстане и за рубежом скрипачка Жамиля Серкебаева находится в расцвете своей творческой деятельности, достигла многих высот музыкального Олимпа, она заслуженный деятель Казахстана, первая скрипка Монте-Карло, член джазовой ассоциации NY.

В мае должен был пройти сольный концерт Жамили Серкебаевой на главной сцене Алматы, во Дворце Республики. Но, свои коррективы в творческие планы скрипачки внесла пандемия коронавируса. Впрочем, эта ситуация не выбила её из творческой колеи, она как и прежде полна решимости воплотить в жизнь все свои замыслы.

– Жамиля, кто был инициатором вашего обучения на скрипке, как всё начиналось?

– Родители отдали меня в специализированную, музыкальную школу, сейчас это Республиканский колледж им. К. Байсеитовой. Именно там, с азов музыкальной грамоты я начала свой творческий путь. Почему именно так папа поступил? Потому что наша семья музыкальная, он сам скрипач и дядя Народный артист СССР, герой социалистического труда Ермек Серкебаев скрипач. Изначально они начинали с этого инструмента, а я лишь сохранила эту традицию с их благословления. Во мне привитая ими любовь к скрипке сохранилась на всю жизнь, я предана своему инструменту, благодаря своим близким и любви к музыке. А они в своё время дальше пошли развивать свою музыкальную карьеру. Отец, Мурат Серкебаев главный дирижёр концертного оркестра акима Алматы, а Ермек Серкебаев был великим и всеми узнаваемым голосом Казахстана, солистом Казахского театра оперы и балета им. Абая, профессором консерватории. Я очень благодарна своим родителям, своему папе который настоял на своём и поставил меня на путь музыканта. Он мой самый главный педагог, вдохновитель и наставник, хотя мне очень повезло и у меня было ещё очень много прекрасных педагогов по творческой жизни.

– Когда Вы поняли, что скрипка станет вашей спутницей по жизни?

– Не сразу, вначале относилась к обучению как к обязанности. А когда стала постарше, я поняла что мне нужно заниматься и меня уже не уговаривали как ранее. Я сама брала инструмент и занималась по многу часов. В то время я попала к потрясающему педагогу Вениамину Соломоновичу Хессу. В советские времена это был один из самых лучших педагогов, который отдал все свои знания и привил любовь к искусству многим известным музыкантам нашей страны. Потом как бы наступил второй переломный момент, – нужно было иметь смелость и уверенность выходя на сцену. Но, это было чуть позже, когда я выступала в биг-бэнде под управлением Эдуарда Богушевского. Это был, активный, всепоглощающий, творческий период, консерватория так же оставила яркий след в моей жизни.
Я занималась у Рафаэля Кадыровича Хисматуллина. Он мне дал очень многое, это второй замечательный педагог, который привил мне более тонкие материи, понятия о музыки, о жизни и о связи со скрипкой. Эта уже была особая любовь и ревность к скрипке, в хорошем смысле этого слова, амбиции музыканта все это от Хисматуллина. Он дал мне особенное звучание моему инструменту, тембр, это был переломный, решающий момент в моей жизни.

– Вам наверное было легче начинать карьеру профессионального музыканта имея за спиной таких именитых родственников? Когда наступил переломный момент в вашей карьере?

– В то время блатные связи не поощрялись. После окончания консерватории, чтобы попасть в оркестр радио и телевидения Казахстан под руководством моего отца народного артиста Казахстана Мурата Серкибаева, я прошла два прослушивания. Он заявил: никаких поблажек тебе не будет, ты должна будешь играть не одно прослушивание как все претенденты, а два. Я успешно отыграла два прослушивания и меня взяли.
Переломным период в моем творчестве, стало знакомство с эстрадным оркестром теле и радио Казахстан, там было два оркестра: один камерный оркестр в котором я работала и второй был эстрадный оркестр под руководством Эдуарда Богушевского. Именно тогда наступил некий перелом в моем творчестве, джаз это новая манера и стиль игры, это поиск нового звучания и выражения своей индивидуальности.
В то время было много скрипачей, но джазовое направление, соло скрипки с оркестром в Казахстане не сильно то и развивалось. Я втянулась в это дело. Это были мои первые концерты, было непривычно и в какой то степени даже вызывающе в то время джазовые композиции играть с оркестром. Я помню, что мой первый сольный концерт был с Биг-бэндом под управлением Эдуарда Богушевского. В тот день очень переживала, вместе с папой поехала в концертный зал филармонии и был сильный дождь. Папа взял тогда меня на руки, что бы я не замочила свои ноги и концертные туфли и перенес через улицу. Это было запоминающе, весна, ливень, очень сильные переживания, смятения чувств… но папа был рядом.

– Что значит для вас популярность, в чем её плюсы и минусы?

– Каждый артист мечтает быть популярным, это заложено в самой сути профессии. Мне нравится быть всегда на виду, актуальной и востребованной. Когда музыканта забывают, не обращают внимания, не хотят его включать в какой либо концерт, это очень ранит артиста. Мы сильно переживаем и мы можем душевно сгореть от негативных мыслей, артисты очень ранимые люди. Важно, что бы твоё творчество замечали и ценили.
Быть востребованной хочется всегда и поэтому есть стремление удивлять своих зрителей новыми программами. Можно отдать очень много сил на это, свою молодость, жизнь и уйти в забвение не найдя отклика.

– Вы уже многого добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?

– Популярность меняет человека, и в то же время я всегда придерживаюсь своих жизненных канонов и не пытаюсь перешагнуть некую черту меры. Если честно, когда люди меня узнают то я очень радуюсь. Не по тому, что меня узнали, и я вот такая вот особенная, нет, когда меня узнают в такси или на улице я всегда говорю, – спасибо что вы меня слушаете, знаете мою музыку. Значит не зря я тружусь.

– С введением чрезвычайного положения, в республике замерла вся культурная жизнь, как отразилось введение карантина на вашу творческую деятельность?

– Карантин в некотором смысле это плохо и хорошо, в этом есть свои минусы и плюсы. Самоизоляция даёт человек возможность немножко отстранится от бурного течения жизни, дать оценку происходящим процессам, побыть с собой наедине. Наверное, это полезно, но хотелось, что бы не сильно затягивался этот процесс.Я хотела бы обратится к тем, кто читает газету, к правительству, к министерству культуры и другим министерствам, поскольку считаю что музыканты и артисты в период карантина страдают сильнее в отличие от представителей ряда компании и организаций, где персонал не переставал трудится в различных режимах работы или получал помощь от государства за самоизоляцию в отличии от людей культуры. Люди культуры как всегда во все века и времена в период нестабильности больше всех страдают. Многие артисты в этот период проедают свои накопления, а у некоторых моих коллег и накоплений нет. Хотя общеизвестен факт, если ты хочешь, что бы поднялся уровень жизни в стране: в экономике, образовании, медицине – надо повысить уровень культуры населения. Сделаем так что бы культурных мероприятий, концертов фестивалей больше было. Тогда у нас будет подъем во всех сферах.
Во время карантина многие мои коллеги не прекращали работать, но делают это не выходя из дома. Я например во время карантина провела один он-лайн концерт «Звезда на карантине». Он был организован профильным министерством совместно с Казахтелекомом. Был очень прекрасный полуторачасовой концерт, музыканты, не выходя из дома репетировали свои партии, всего была одна совместная репетиция он лайн и месяц пролетел не заметно. Так было у многих артистов. Сейчас я готовлюсь к 28 мая, когда будет открытый он лайн концерт на одной из интернет платформ. Но тут уже будет концерт записан в студии, так как карантин ослабили.

– Какие рекомендации можете дать тем, кто только начинает осваивать скрипку?

– Всем кто хочет серьезно заниматься музыкой нужно идти в официальные музыкальные школы, колледжи и высшие учебные заведения. Если серьезно заниматься то следует брать дополнительные уроки, лучше официальные. Любить музыку, слушать много разной музыки музыкальных направлений, не обязательно классическую, она должна быть профессиональная. Если вы хотите дать своему ребенку музыкальное образование, то надо давать слушать профессиональную музыку, а не самодеятельность, вы должны уметь направлять своего ребенка и уметь дискутировать с ним на музыкальные темы.

– Приходилось ли Вам перешагивать через свои принципы?

– Стараюсь не перешагивать через свои принципы. Если брать мою музыкальную стезю. То я играю то, что мне нравиться, что я сама люблю слушать: это классика, джаз, поп, фанк, и другие направления. Я стараюсь найти что-то свое, добиться профессионального звучания. По-женски, я порой пытаюсь сгладить углы и донести свою мысль не на прямую. Но с годами я стала замечать, что я становлюсь жестче. Не то что бы не сглаживаю углы, а просто я говорю свое мнение на прямую. Если мне человек не нравится по своим взглядам или действиям я могу промолчать. Могу с этим человеком поздороваться, но холодно. Бывает, что приходится общаться с некоторыми людьми, которые не совсем тебе приятны, но ты выдерживаешь определенный этикет. Может не совпадать мнение с другим человеком в каком либо вопросе, но это не значит, что он не прав.

Я долгое время жила в Бельгии, вышла замуж, родила ребенка, было какое-то другое осознание жизни, что я могу жить отдельно от своих близких, без родителей, без помощи и без друзей. Это было очень сложно. Когда вернулась в Казахстан я поняла, что нужно жить в своей стране как бы там, что не нравилось, не всегда тебя ждут на чужбине с распростертыми объятиями.

– Жамиля, какие планы Вы для себя наметили на ближайшую перспективу, о чем мечтаете?

– Планы, это мой предстоящий сольный концерт, который не состоялся 20 мая из-за карантина. Мы его перенесли на сентябрь или октябрь, в начале июня точно определимся с датой. Это мой большой юбилейный концерт, который был в марте готов на 70 процентов. Но ничего страшного мы подготовимся еще лучше. Будет большой симфонический оркестр будут гости из Москвы, Грузии, готовятся красивые сюрпризы. Это будет эстрадный концерт с интересными контентами, современными решениями: световыми, звуковыми, новые аранжировки. Я ещё в прошлом году начала готовится к этому концерту и программа будет новая, на большой Биг-бэнд с эстрадно- симфоническим оркестром под руководством Александра Белякова, будут выступать мои друзья и коллеги.

Помимо этого, на сентябръ запланирован традиционный фестиваль камерной музыки «Әуен fest», казахская музыка в классическом жанре, он будет третьим по счету в этом году будет посвящён юбилею моего отца.
Всем читателям хочу сказать, что будет в нашей жизни ещё очень много праздников, фестивалей и концертов, я думаю мы не раз встретимся.

Юлия КОН

Әлсіз | СлабоОнша емес | Так себеЖарайды | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично Баға беріңіз | Оцените

Загрузка...

Комментарий