Құқық | Право

ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В каждом политическом документе и законе Казахстана, претендующем на то, чтобы занять достойное место в передовой политической, правовой системе и правовой культуре, должна быть своего рода «изюминка» – одна или несколько взаимосвязанных основополагающих идей, которые придавали бы ему особый смысл и социально-политическое значение, дали бы ход решению назревшей проблемы.

«Изюминка» политической, правовой реформы, всей правовой культуры Казахстана состоит в том, что в такой реформе и культуре необходимо определить приоритеты, в том числе политические.

Некоторые политологи, юристы определяют понятие «приоритет правовой культуры» через словосочетание «приоритетное направление правовой культуры». Нам думается, что понятия «приоритет» и «приоритетное направление» правовой культуры – не тождественны. Приоритет – это ориентир правовой культуры, ее акцент, первоочередная цель стратегического характера, а приоритетное направление – это самое главное направление правовой культуры. Образно говоря, приоритет лежит вне самой политики правовой культуры, а приоритетное направление является ее составной частью.

Нам представляется, что наиболее близко по смысловой нагрузке к словосочетанию «приоритет правовой культуры» находится понятие «ориентир правовой культуры». То есть, приоритеты правовой культуры – это наиболее первостепенные ориентиры деятельности государства, общества в сфере политико-правового регулирования.

Изучение нормативно-правовой базы и политических документов Казахстана показывает, что на практике нет единообразного подхода к решению вопроса о приоритетах правовой культуры. Достаточно хаотично принимаются на разных уровнях отдельные нормативно-правовые акты, которые не подчинены единому началу, объединяющей идее, никак не связаны между собой, а иногда и противоречат друг другу.

Представляется чрезвычайно важным отметить, что правовая культура нашей страны имеет потенциальные возможности обеспечить формирование правового государства на разработанных ею принципах, с учетом реалий казахстанской действительности. К числу наиболее важных принципов правовой культуры РК можно отнести: легитимность государственной власти, взаимную ответственность государства и личности, разделение властей, высокий уровень законности, единство естественного и позитивного права.

Сегодня на первый план выдвигается задача соединения теоретических воззрений на правовое государство с повседневной конкретной деятельностью государства и муниципальных учреждений. Поэтому центр тяжести пора перенести на практическое осуществление задач по формированию правового государства в Казахстане, не откладывая его на будущее. В противном случае подрывается вера в возможность создания такого государства. В этих целях, как нам представляется, в первую очередь необходимо создать, как минимум, несколько условий. К ним можно отнести: развитие рыночной экономики; осуществление курса демократического развития общества; укрепление всех уровней и ветвей политической власти, совершенствование государственного механизма; выполнение социальных обязательств перед обществом; повышение уровня жизни населения; развитие духовной сферы; повышение политической, правовой культуры и политического, правового сознания граждан.

К числу перспективных целей политики правовой культуры РК в сфере формирования гражданского общества можно отнести: обеспечение условий для свободного развития человека; развитие институтов гражданского общества; выстраивание системы правового взаимодействия личности, общества и государства. В качестве ближайших целей данной политики можно выделить: стимулирование развития социальных связей; создание правовых условий для развития экономических отношений в обществе; совершенствование законодательства об общественных объединениях, о местном самоуправлении и о средствах массовой информации; разработка политики в сфере формирования института частного права; определение приоритетов государства в идеологических отношениях общества,направленных на соблюдение прав и свобод человека.

Подчеркнем, что в современном Казахстане проблема свободы и равенства не только не снята, но и вошла в XXI век с теми реалиями, в пределах которых развивалось противостояние этих понятий. Так, стало очевидным, что безграничная свобода, отстранение государства от участия в воздействии на экономические процессы, обеспечивающие полную свободу рыночной экономики, породили такие формы фактического неравенства, которые нивелируют формально-юридическое равенство. Естественно, что человек, лишенный достойных условий жизни, отчужден от участия в делах государства в экономических процессах. Все его стремления связаны с «выживанием» в условиях жесткой конкуренции, государственного и общественного безразличия к его нуждам.

В качестве критериев ограничения свободы, обозначенных в Конституции РК и Всеобщей декларации прав человека, являются интересы национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, предотвращения беспорядков и преступлений, защита здоровья и нравственности, защита репутации или прав других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастия правосудия. Однако как бы детально ни регулировало законодательство Казахстана, соблюсти границы правовой, политической свободы далеко не просто. Это обстоятельство усиливает роль правовой культуры РК, поскольку государство должно устанавливать и контролировать ограничения, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека, общества. К сожалению, в реальной жизни такие механизмы контроля пока отсутствуют. Более того, развитие рыночных отношений далеко не всегда протекает в правовом поле. Выход за пределы права связан со злоупотреблением свободой рыночных отношений, порождает неправоведное обогащение за счет той части общества, которая либо не владеет собственностью, либо владеет ею в незначительных размерах.

Следует также напомнить, что идет сложный и долгий процесс оптимизации казахстанской избирательной системы. Однако все еще не удалось до конца сформировать консолидированную модель избирательной системы. Вызывается это обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера.

В целях оптимизации электоральной политики РК в системе политики правовой культуры можно внести следующие предложения. Во-первых, к существующим цензам гражданства и возрастному цензу следовало бы добавить оседлость, образовательный уровень и правовое знание депутата Мажилиса. Это не может служить ограничением права быть избранным, а станет дополнительным требованием к тем, кто претендует на высокие посты в государстве, субъекте РК или в муниципиальном образовании. По нашему мнению, требования к качественному уровню власти следует формировать уже в избирательном законодательстве.

Во-вторых, в целях борьбы с «административным ресурсом» необходимо запретить вносить акимов, высокопоставленных чиновников в списки кандидатов избирательных объединений или блоков. Дело в том, что эти должностные лица, идущие на выборах в законодательные органы власти первыми в списках, выступают в роли локомотивов, толкающих своей популярностью соответствующее избирательное объединение к победе.

По нашему мнению, в Уголовном кодексе РК должна быть прописана норма, где бы четко говорилось о том, что фальсификации во время выборов, в каких бы формах они ни осуществлялись, есть не что иное, как тяжкое преступление перед народом, обществом и должны расцениваться как попытка или реальные действия по «незаконному присвоению власти». Подобные действия, по своей сути, являются антиконституционными, антиправовыми, антинародными и подлежат уголовному наказанию, политической, нравственной оценке.

Далее, опыт последнего двадцатипятилетия наглядно подтвердил, что основным источником широкомасштабной коррупции в Казахстане является организованная преступность. В этом контексте отметим, что центральное место в составе организационной преступности занимает теневая экономика, под которой понимается «совокупность» в принципе легальных, но не выявляемых открытыми, проверочными методами финансово-хозяйственных операций. Она функционирует в границах законодательного поля, но нарушает ряд его положений, поскольку это для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение. Такая экономика, по оценкам экспертов, живет по собственным законам, ее невозможно регулировать ни налогами, так как она их не платит, ни законами, поскольку она их не признает.

Исследования показывают, что теневая экономика Казахстана совместно с коррупцией достигли своего апогея в 1995-1999 годы. В целом, как отмечают специалисты, в Казахстане сложились не цивилизованные рыночные институты, а неформальная институциональная среда коррупции.

В связи с этим подчеркнем, что коррупция во всех ее видах причиняет большой ущерб государству, обществу, личности. Более того, впервые в Казахстане она стала реальной угрозой общественной, национальной безопасности. В интересах разработки и осуществления антикоррупционной политики или же политики правовой культуры Республики Казахстан в сфере борьбы с коррупцией необходимо глубокое понимание основных причин существования этого опасного для общества явления, а также способов борьбы с ним. Важной проблемой остается наличие коррупции в казахстанских правоохранительных органах. Это чрезвычайно опасное явление, так как коррупция в правоохранительных органах способствует росту коррупции и в структурах власти, и формированию правовой антикультуры.

Итак, поскольку современная казахстанская коррупция распространилась по горизонтали и вертикали и стремится к захвату новых сфер влияния, то политическая воля борьбы с ней должна быть четко и принципиально выражена в специально разработанной долговременной политике государства, которая сегодня получила в политической, юридической науке свое обоснование как политика правовой культуры. Она вполне может занять свое достойное место в обществе как общенациональная политика вместе с ее составной частью – антикоррупционной политикой государства.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики, правовой политики и правовой культуры Казахстана в целом, так и для его каждого отдельного направления правовой культуры в сфере политико-правового регулирования. Поэтому сегодня важно, чтобы решение назревших проблем приоритетов правовой культуры Республики Казахстан в целом способствовало общественному прогрессу и стабильности общества.

Галымжан АБСАТТАРОВ,
кандидат политических наук,
ассоциированный профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий