Аптадағы сұхбат | Интервью недели

ДИАСПОРЫ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ИСТОРИИ

Проблема развития диаспор и их отношений с нациями, народностями является одной из самых трудных и сложных в общественной жизни. Ведь на нашей планете насчитывается свыше двух тысяч диаспор больших и малых, свободных и угнетенных, стоящих на разных ступенях социально-экономического и культурного развития, которые входят в состав 240 государств мира.

О том, как развивались отношения с диаспорами в Казахстане со времен распада СССР и почему данный опыт стал предметом пристального изучения ученых из различных стран, нам рассказал доктор философских наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая, член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан Раушанбек АБСАТТАРОВ.

– Раушанбек Бурамбаевич, насколько мне известно, вы стояли у истоков создания Ассамблеи народа Казахстана, уникального по своей сути механизма единения наций, народностей, национальных и этнических групп. Расскажите, пожалуйста, о сложностях развития диаспор, как это происходит.

– И мировой, и казахстанский опыт показывают, что вопрос диаспор всегда имеет конкретно-историческое содержание. Следует сказать, что диаспоры возникли с древних времен. Сегодня на территории постсоветского пространства численность населения, охватываемого понятием «диаспора», достигает около 60 млн человек. Перед учеными стоят задачи всестороннего изучения новых явлений и процессов, происходящих в общественной жизни диаспор, и теоретического их обобщения, которое может способствовать решению насущных практических вопросов.

Негативные явления в сфере диаспор СССР и Казахстана долгие годы были «закрытой» зоной, они фактически оставались вне поля зрения ученых. Исследования не были свободны от комментаторства и апологетики принимавшихся тогда решений. Сегодня мы наблюдаем иное явление: литература о диаспорах весьма противоречива и представляет читателю широкий диапазон авторских позиций. Важно подчеркнуть, что в настоящее время проблемы развития диаспор Казахстана и их самоопределение встали во весь рост. Очевидно, что для решения этих вопросов необходимо, прежде всего, знать природу Казахстана и происхождение диаспор, критерии определения принадлежности того или иного населения к ним. Казахстан провозгласил суверенитет 25 октября 1990 года и объявил о своей независимости 16 декабря 1991 года. Его независимость признали более 140 государств. Суверенитет и независимость Республики Казахстан – это политическое и качественное состояние народа, его полновластие в решении своей судьбы, право распоряжаться своими природными ресурсами, на уважение своей культуры, языка, традиций, обычаев, национальной чести и достоинства, на полное равноправие с другими государствами.

Сегодня у нас есть молодое суверенное, независимое государство самоопределившейся казахской нации, все народы, диаспоры Казахстана находятся на пути к возрождению и развитию. Концептуальная модель развития Республики Казахстан – это создание общества открытого типа, демократического, правового государства в системе цивилизованного мирового сообщества. В нашей стране живут и трудятся с казахским народом более шести миллионов человек – представители 139 диаспор. Естественно, что здесь порою возникают специфические проблемы, связанные с реализацией национальных интересов в сфере образования, литературы, искусства, языка, традиций, обычаев, поскольку особенности духовной культуры диаспор более всего проявляются именно в сфере искусства и литературы.

Поэтому широкое развитие получили в республике национальная литература различных диаспор. Здесь работают, кроме казахских, русские, немецкие, уйгурские, корейские поэты и писатели, литературоведы. При Союзе писателей Казахстана созданы секции национальных литератур диаспор. Учитываются запросы и потребности населения различных диаспор и в издательском деле. Книги, журналы и газеты выходят на шести языках представителей диаспор, проживающих в республике. Диаспоры – равноправные члены новой гражданской и этнополитической общности казахстанского народа, они активно участвуют в формировании и развитии общеказахстанской культуры. Также необходимо отметить, что культура диаспор развивается на традициях, идеях и принципах, которые способствуют сближению с окружающими их нациями, народностями, диаспорами. Она не только включает в себя то, что создано данной этнической общностью, но и заимствует культурные ценности других народов.

– Из чего складывается этнополитическая общность в Казахстане?

– Как известно, в настоящее время в мире проживают более семи миллиардов человек. К концу XXI века население земного шара, по прогнозам ООН, достигнет 12,5 млрд, в Казахстане составит 50 млн, а казахов – 30 млн человек. Приведенные факты лишний раз показывают, что проблемы развития национальных отношений требуют пристального внимания ученых. Следует сказать, что формирование этнополитических общностей общегосударственного масштаба идет во многих молодых государствах Азии и Африки, в том числе в Казахстане. Например, реальным стало понятие «народ Казахстана» (или казахстанский народ). Эта проблема в научной литературе еще не изучена. Этнополитическая структура Республики Казахстан включает в себя 140 наций, народностей, национальных и этнических групп.Народ Казахстана надо рассматривать, на мой взгляд, как этнополитическую общность народов, развивающуюся на основе достижений научной национальной политики. В отличие от этнической общности казахстанский народ объединяет людей не по нациообразующим признакам, а на основе этнополитической общности народов, их коренных интересов и целей, исторических судеб. Объединяя классы и социальные группы, нации и народности, национальные и этнические группы, казахстанский народ выступает как этнополитическая и гражданская общность людей, которая представляет собой сплоченное общество. «Казахстанский патриотизм», «общеказахстанское самосознание», «казахский язык как государственный язык», «казахстанская наука»,«казахстанская армия» и многие другие понятия обогащаются новыми чертами в условиях обновления, модернизации общества. Сплоченность и объединение казахстанского народа как этнополитической формы общественного бытия во многом определяется характером проведения правильной национальной политики. Следует сказать, что национальная политика на современном этапе должна быть научно обоснована, а для этого необходимо основательно и всесторонне анализировать национальные процессы в Республике Казахстан. При этом нужна, прежде всего, неискаженная, полная правда о реальных процессах развития национальных отношений. И здесь не должно оставаться «белых пятен» и «черных дыр».

– Думаете, пора вдохнуть новую жизнь в святые для нас понятия «общеказахстанская и национальная гордость»?

– Несомненно. Вместе с тем нельзя не видеть, что общеказахстанская гордость ни в коей мере не ущемляет и не ослабляет национальной гордости казахстанцев. Например, в Казахстане каждый народ, большой или малый, дорожит своими передовыми традициями, гордится тем, что вносит вклад в общее дело обновления, модернизации общества.

В связи с этим отметим, что развитие национальной гордости казахстанцев – главная тенденция в обновлении, модернизации общества, хотя она часто теряется и тонет в обилии слов и во всей говорильне, которой пытаются делать себе политическую карьеру «активисты» наших дней, эксплуатируя ее для достижения корыстных целей. Мы можем уверенно говорить, что у всех у нас – общие патриотические чувства, которые, сливаясь с чувствами национальными, обогащают их. Каждый человек, оставаясь, к примеру, казахом, русским, немцем, украинцем, уйгуром, несет имя – казахстанец, гражданин Республики Казахстан. Такова диалектика казахстанского патриотизма и этнополитической общности народов нашей страны. Казахстанцу, к какой бы национальности он не принадлежал, свойственно радоваться успехам не только своего народа или района, области, но и всей республики. Он понимает, что достижения всего Казахстана в экономической, социальной, научно-технической, духовной сферах находятся в прямой, непосредственной зависимости от вклада каждого народа в общее дело коренного обновления, модернизации общества.

Вся республика гордится трудовыми подвигами рабочих, открытиями ученых, мастерством умельцев, бессмертными творениями народного искусства каждого из народов Казахстана. Замечательные своеобразные произведения литературы,живописи, музыки, которые дали народы республики, – все это давно уже стало нашим общим достоянием. Например, произведение Мухтара Ауэзова «Путь Абая» посвящено жизни и творчеству выдающегося сына казахского народа Абая Кунанбаева. В этой книге, являющейся подлинной энциклопедией бытия казахского народа на протяжении полувека,
прослежены глубочайшие процессы формирования казахского национального характера, его специфический образ жизни. В то же время возникший на национальной почве роман-эпопея понятен и близок не только всем народам нашей республики,но и всем народам мира, так как воплощенные в нем идеалы перекликаются с лучшими устремлениями и порывами передового человечества. То есть через национальное выражено общенациональное, общечеловеческое. Произведение М. Ауэзова давно стало достоянием не только казахстанского народа, но и передового человечества и общеказахстанской гордостью.

– Как, по-вашему, почему проблема языковой политики в Казахстане все еще дает о себе знать?

– Надо сказать, что в суверенном Казахстане вопрос о языке решается на демократической основе, и в качестве средства общения используются около сотни национальных языков. Каждый народ развивает собственную культуру и язык. Обновление, модернизация общества способствуют свободному развитию всех национальных языков. Например, до реформирования общества не было условий для всестороннего развития казахского языка. Обновление и модернизация общества открыли полный простор для свободного развития как казахского языка, так и других национальных языков народов Казахстана. Самобытный и богатый содержанием казахский язык сегодня звучит не только на просторах нашей страны, но и за его пределами. Однако в период советской власти в языковой жизни казахского народа накопилось много проблем, острых и болезненных вопросов.

Так, по данным ученых-языковедов, около 40 процентов казахского населения республики либо не владело своим языком, либо владело им поверхностно. А в Алматы среди жителей коренной национальности 90 процентов подростков не говорили на родном языке. Аналогичная картина была характерна и для других городов Казахстана. Кроме того, делопроизводство на казахском языке в республике почти не велось. Что из этого получилось – известно всем. В итоге язык казахского народа,занимающего по численности населения 70-е место среди трех тысяч народов мира, оказался на своей исторической родине под угрозой исчезновения и вытеснения из общественной жизни. Фантомной болью отдается в сердце каждого честного человека то, что казахский язык в советский период применялся лишь в 10 сферах жизни общества из возможных 50. Все эти и другие перекосы привели к тому, что пошло на спад развитие национальной культуры, печати, науки, образования и национального самосознания. В связи с этим огромное политическое и социальное значение имеют Закон «О языках в Республике Казахстан» и разработка государственной программы развития казахского языка и других национальных языков в республике.

– Несмотря на прошлый опыт, государственный язык сегодня обретает все большее влияние, что уже является положительным фактором.

– Вы правы, и здесь же следует подчеркнуть, что статус казахского языка как государственного не ущемляет и не препятствует употреблению и развитию русского языка, языков национальных групп, проживающих на территории страны. Только при таких условиях возможно восстановление сферы жизни казахского языка, и как следствие – обновление, укрепление дружбы народов и гармонизация их взаимоотношений. Коренные изменения, происшедшие в социально-политической, экономической и культурной жизни народов Казахстана, их активное участие в обновлении, модернизации общества объективно способствует более быстрому развитию языков, укреплению языковых контактов и плодотворному взаимообогащению и взаимовлиянию между ними, сохранению гражданского мира и согласия. Сейчас в Казахстане в основном утвердилось двуязычие. Человек, владеющий помимо родного языка, языком другого народа, получает возможность общаться с большим количеством людей, приобщаться к материальному и духовному богатству, выработанному носителями языка другого народа, ближе и глубже знакомиться с его историей, культурой.

Думается, что знание двух, а то и нескольких языков – показатель культуры человека, которая постепенно входит в нашу жизнь и работает в правлении межнационального согласия. Сейчас важно, чтобы решение национально-языковой проблемы в целом способствовало объединению представителей различных национальностей в одну дружную семью, главным стремлением которой стало бы обновление, модернизация общества, расцвет казахского и других народов страны.

– Вы не раз говорили, что межнациональное согласие является одной из важнейших определяющих черт развития социально-этнических общностей и новой, общечеловеческой цивилизации.

– Абсолютно верно, оно – бесценное достояние демократического общества. Поэтому сегодня задача нашей воспитательной работы – сделать межнациональное согласие жизненным спутником каждого гражданина. В заключение можно сделать вывод, что задача изучения социально-этнической общности и ее формы – комплексная, она стоит перед всеми гуманитарными науками. Социально-этнические формы общности людей возникли на определенных ступенях общественного развития и не являются вечными категориями, навсегда данными. С развитием производительных сил и производственных отношений, соответственно, изменяются и формы социально-этнических общностей людей.

Каждая конкретная форма социально-этнической общности людей отличается от других не только своей материально-производственной основой и социальной структурой, но также и рядом особых признаков. Для всех форм социально-этнических общностей людей свойственны такие общие черты, как общность территории, языка, культуры и экономической жизни. В связи с этим следует подчеркнуть, что все формы социально-этнических, этнополитических общностей и межнациональное согласие являются исторической закономерностью развития общества и носят диалектический характер.

Краткая справка 

Раушанбек Бурамбаевич Абсаттаров – известный ученый-политолог не только в Казахстане, но и за рубежом, член-корреспондент НАН РК. Окончил философский факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко, там же аспирантуру и докторантуру. Р. Абсаттаров является одним из основоположников политической науки суверенной и независимой Республики Казахстан и основателем Казахстанской научной школы этнополитологии и сравнительной политологии.

С 1971 по 1988 гг. Р. Абсаттаров работал старшим преподавателем, доцентом философско-экономического факультета Казахского государственного университета им. аль-Фараби, где получили свое развитие новые для Казахстана направления научных исследований в области национальных отношений, в частности, культуры межнационального общения, общеказахстанского согласия и патриотизма. В 1988-1990 гг. был на партийной работе, работал по совместительству доцентом КазГУ. С 1991 г. – заведующей кафедрой политической социологии и философии Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования при Президенте РК, консультант Аппарата Президента РК, а с 1997 г. – заведующий кафедрой политологии и социологии (позже кафедра политологии и социально-философских дисциплин) Казахского национального педагогического университета им. Абая и параллельно с 2000 по 2002 гг. работал деканом исторического факультета того же университета. С 1 сентября 2018 г. – почетный заведующий кафедрой политологии и социально-философских дисциплин, профессор-консультант КазНПУ им. Абая.

Р. Абсаттаров внес большой вклад в развитие социально-политической науки Казахстана. Он опубликовал около 40 монографий, книг, учебных пособий, брошюр и более 600 научных и учебно-методических статей, широко известных в ближнем и в дальнем зарубежье. В его трудах получены важные научные результаты, имеющие как фундаментальное, так и прикладное значение для политологии. С его именем связано становление и развитие в республике таких новых направлений, как культура межнационального общения и ее воспитание, этнополитическая общность, национальное и этнополитические самосознание, согласие, общеказахстанская консолидация, этнополитические противоречия и пути их решения, универсализация человеческой деятельности и интеграционные процессы, единство и различие стиля мышления народов, сравнительная политология, политическая социализация. С 1990 по 2010 гг. -член Ученого Совета по защите кандидатской и докторской диссертации по политическим наукам.

В 2015 году профессор Р. Абсаттаров был избран вице-президентом Всемирной ассоциации глобальных исследований Global диаспоров (г. Кванжу, Южная Корея).

Награжден медалью «Ерен еңбегі үшін», дважды – нагрудным знаком «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан», является обладателем государственного гранта «Лучший преподаватель вуза». Также Р. Абсаттаров за высокие достижения в научной работе награжден почетными грамотами Казахстана и Украины, является почетным профессором Академии Государственного управления при Президенте Кыргызской Республики.

Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий