Қоғам | Общество

ИМПУЛЬС СУДЕБНОПРАВОВЫХ РЕФОРМ

В соответствии с положениями концепции правовой политики РК на 2010-2020 годы, нашим государством приняты меры, позволившие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень. Так,благодаря курсу на всестороннее развитие институтов гражданского общества, на конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленной на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Введено судебное санкционирование ареста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой и судом следствия.

Так, в основе уголовно-процессуального принципа неприкосновенности личности, регламентированного ст. 14 УПК РК, лежит конституционное положение, устанавливающее право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии четко определенных оснований. К ним относятся задержание по подозрению в совершении преступления или арест (содержание под стражей), что возможно только на основаниях,предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Кроме того, личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов, а в некоторых случаях и до 72 часов.

В РК судебное санкционирование ареста (содержание под стражей) введено в 2008 году. До этого арест и содержание под стражей санкционировалось прокурором. В настоящее время Уголовно-процессуальным кодексом РК предусмотрены семь видов мер пресечения: подписка о невыезде и надле жащем поведении; личное поручительство; передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; отдача несовершеннолетнего под присмотр; залог; домашний арест; содержание под стражей. В соответствии со ст. 55 УПК РК к полномочиям следственных судей отнесены  вопросы санкционирования содержания под стражей, домашнего ареста и применения залога. То есть следственный судья санкционирует только эти три вида меры пресечения, остальные находятся в полномочиях органов, ведущих уголовное производство по делу. П. 3 ст. 9 Международного пакта «О гражданских и политических правах» установлено, что каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. При этом содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления  гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Основания для применения меры пресечения должны подтверждаться обстоятельствами, указанными в ст. 138  УПК РК. К ним относятся: тяжесть совершенного преступления; личность подозреваемого, обвиняемого, его возраст; состояние здоровья; семейное положение, наличие в семье иждивенцев; прочность социальных связей подозреваемого, обвиняемого;
– репутация подозреваемого, обвиняемого; род занятий; наличие у подозреваемого, обвиняемого постоянного места работы или учебы;

– имущественное положение; наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства. О применении меры пресечения орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление, которое вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования решения о применении меры пресечения.
Кроме того, напомним, каждый случай применения мер пресечения органами, ведущими уголовным процесс, и следственными судьями является и должен стать следствием соблюдения как конституционных принципов обеспечения охраны прав и свобод, уважения и неприкосновенности личности, так и принципов уголовного процесса, обеспечивающих справедливое правосудие по уголовным делам, с учетом «Сиракузских принципов толкования ограничений и отступлений от положений международного Пакта о гражданских и политических правах», которое и определяет право государства на применение ограничения конституционных  прав и свобод гражданина, человека.

Абай РАИСОВ,
председатель Специализированного
следственного суда г. Костаная

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий