Қоғам | Общество

Как преподавать русский язык и литературу дистанционно

Переход на дистанционное обучение — это вызов. Вызов не только преподавателям, которым может быть трудно уйти от привычной системы преподавания, но и студентам, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.

Основные трудности, с которыми может столкнуться преподаватель на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог , а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения будет, безусловно, не хватать. Что можно сделать? Организовать, например, проверку на знание текста с помощью теста, составленного преподавтелем самостоятельно. Возможны как вопросы с выбором, так и открытые, творческие работы, в том числе мини-сочинения. Подобные тесты я использую уже давно, они всегда выручают, если ребята на карантине. Результаты теста, как правило, показывают, куда мы можем двигаться, в частности — на что мне следует обратить внимание при проведении следующего урока. Кроме того, вопросы теста могут сориентировать и самих ребят, показать, какие акценты им необходимо расставить.

Хорошо, если к подобным тестам преподаватель будет «прикладывать» пояснения . Таким образом, мы не только проверяем, но и даём необходимый материал. Проще, конечно, с преподаванием русского языка. Во-первых, есть большая теоретическая база по этому предмету. Любая тема подробно освещена теоретически. Написано доступно и понятно. Если обучающихся не понял что-то, он с лёгкостью может освежить в памяти материал. Во-вторых, всю теорию сразу можно закреплять, отрабатывая на практических заданиях.

Причём сколько угодно раз. Большой плюс в том, что задания не будут повторяться. К тому же, если обучающиеся допустит ошибку, система выдаст подробное объяснение, представит алгоритм действий и предложит снова выполнить задание. А вот когда отработка уже произойдёт можно отследить в отчёте, можно выдать и проверочную работу. И что немаловажно: преподаватель имеет возможность взять полностью готовый вариант, его отредактировать, добавив или удалив какие-то задания, или создать свой, подобный существующему, а то и вовсе не похожий.

Работа будет проверена автоматически, что для педагогов является большим плюсом. Можно сразу посмотреть, какие разделы «запали», на чём следует сделать акцент. Возможно, выдать индивидуальные задания. Конечно, легче всего проводить проверочные, тестовые и контрольные работы. А вот что делать с изложениями, сочинениями, диктантами? На мой взгляд, работа с изложением дома — это очень хорошая тренировка. Прикрепите файл исходного текста, и пусть обучающиеся поработает с ним. Только важно дать конкретные рекомендации по тексту, который мы хотим увидеть на выходе.

Неважно, что это будут не два или три раза прочтения, предусмотренные экзаменом или методикой работы с изложением. Зато это будет активная работа с текстом, использование определённых техник. А значит, тренировка, которая поможет нашим студентам в дальнейшем.Словарные диктанты или выборочные тоже можно давать совершенно спокойно, важно только, на мой взгляд, ограничить время выполнения. С классическим диктантом, конечно, сложнее. Но можно ведь какое-то время и без него обойтись. А вот сочинение можно принимать в качестве прикреплённого файла. Тем более это позволит преподавателю сразу проверить его на плагиат. Да и почерк у некоторых студентов бывает такой, что проверять напечатанный текст гораздо приятнее.

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения как возможность саморазвития и обучающихся, и родителей, и преподавателей.

Алматинский колледж телекоммуникаций и машиностроения
Преподаватель русскогоязыка илитературы:Разиева Р.Б.

Комментарий