Елең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

УСЛЫШАТЬ ПОЗИЦИЮ ОБЩЕСТВА

Право на свободу митингов гарантировано нашим гражданам Конституцией. В середине июня 2019 года глава государства обратил внимание на то, что страна нуждается в новом законодательном оформлении процедуры проведения собраний, митингов, демонстраций.

Значительно возросшая в последние годы гражданская активность казахстанцев показала, что современный Казахстан перерос нормы закона о митингах 1995 года. Изменилась страна, изменились вопросы, волнующие наших граждан, изменилась культура проявления демократии и ее публичного выражения. Спустя время после постановки Президентом задачи, проект нового закона находится на рассмотрении Сената РК.

Что представляется важным при оценке законопроекта? Можно выделить два момента. Во-первых, процедура его разработки, предполагающая вовлечение в процесс обсуждения максимально широкого круга общественных организаций и деятелей. Во-вторых, принципиально иное понимание роли исполнительной власти в процессе подготовки и проведения массовых мероприятий, подпадающих под действие закона.

Все мы помним, как летом-осенью прошлого года в общественном дискурсе сквозило скепсисом в отношении способности государства услышать позицию общества и создать действительно и по-настоящему новый документ. Но сегодня мы видим, что ни одно из вынесенных общественностью предложений не осталось без внимания и обсуждения. Так, в процессе создания законопроекта принимали участие неправительственные правозащитные организации. Именно их редакция законопроекта легла в основу обсуждаемого сейчас в Сенате документа. Свое видение высказали эксперты и представители Общественных советов. Особую роль в процессе разработки нового закона сыграл Национальный совет общественного доверия. По завершении создания текст законопроекта был размещен на портале «Открытые НПА» для ознакомления граждан и сбора их предложений.

Результатом такого многоуровневого обсуждения стало изменение изначально заложенных в текст законопроекта положений в сторону дальнейшей либерализации процедур. Так, например, была отменена квота на количество участников митинга, проведение которого предполагает уведомительный характер. Этот вопрос был одним из наиболее обсуждаемых. Как считать количество участников? Что делать, если изначально запланированное количество участников будет расширяться естественным образом в ходе мероприятия? Насколько должно быть превышено количество участников, чтобы митинг был прекращен по решению властей? Отдельный вопрос вызывал размер самой квоты – 250 участников.

Сегодня мы видим, что вопрос об ограничении количества участников митингов в принципе изъят из текста законопроекта.

Значительно упрощены процедуры подачи заявок на проведение митингов и, что представляется особенно важным, ощутимо сокращены сроки уведомления о планируемом мероприятии и рассмотрения заявки органами исполнительной власти. Так, сроки уведомления были сокращены с 15 до пяти дней, а срок, в течение которого исполнительные власти должны отреагировать на уведомления, сократился с 10 до трех дней.

Изменились подходы к определению мест проведения митингов. Пикеты могут проводиться в любом, не запрещенном законодательными нормами, месте. Митинги будут проводиться в центральных районах города или села. При этом места для проведения массовых собраний граждан будут определяться органами представительной власти – маслихатами.

В то же время законопроект признает, что право на митинги и мирные собрания – это улица с двусторонним движением. Участники и организаторы митингов несут ответственность за соблюдение казахстанского законодательства и должны уважать права граждан, не участвующих в митингах.

Еще одним важнейшим достижением нового закона стало изменение подходов к организации работы журналистов. Неоднократно представители общественности и эксперты обращали внимание на дублирование норм организации работы журналистов в ряде законов, а также на то, что в законе о митингах обязанностей у журналистов в четыре раза больше, нежели прав. В ходе обсуждения законопроекта в Мажилисе было принято решение о полном исключении из текста запретов и обязанностей, ограничивающих деятельность журналистов.

Зарема ШАУКЕНОВА,
директор Казахстанского института
стратегических исследований
при Президенте РК

ПлохоТак себеНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)

Загрузка...

Комментарий