Бас тақырып | Тема дняЕлең еткізер | Актуально

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ – ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА

Что нам приходит на ум при упоминании железных дорог? Правильно: рельсы, шпалы и вагоны. Без последних невозможно сформировать поездные составы, доставляющие пассажиров и грузы до места назначения. Поэтому вполне логично, что на казахстанской железной дороге большое внимание уделяется вагонному парку. Сейчас стратегический парк в надежных руках. В феврале прошлого года руководство АО «НК «ҚТЖ» Приняло решение о Передаче АО «Қазтеміртранс» функций оператора грузовых вагонов.

РЕВЕРАНС В СТОРОНУ КЛИЕНТА

Из 50 тыс. вагонов компании порядка 30 тыс. ранее находились в аренде. Теперь АО «Қазтеміртранс» (КТТ) самостоятельно оперирует данным парком подвижного состава, среди них основную часть составляют полувагоны, крытые, универсальные платформы и другие вагоны. В аренде остался только прочий специализированный подвижной состав.

На момент передачи вагонов ситуация на этом рынке складывалась непросто. Преимущества были у частных операторов в виде более нового подвижного состава, легкости и гибкости в принятии решений. Поэтому КТТ в качестве первоочередной поставил задачу – повысить конкурентоспособность.

По итогам 2019 года КТТ удалось увеличить свою долю на рынке КЗХ на два процента, повысить доходность вагонного парка от самостоятельного оперирования в среднем на 20 процентов, снизить коэффициент порожнего пробега и при этом оптимизировать накладные расходы. Это стало возможным благодаря системному подходу и принятой стратегии клиентоориентированности.

– Клиенты – наши работодатели, и мы должны работать на них и их потребности, – считает генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов. – В первую очередь были проведены организационные изменения в КТТ, в части структуры компании. Усилен основной коммерческий блок, а также блоки логистики и маркетинга. Оптимизированы внутренние бизнес-процессы, внедрены новые регламенты, направленные на создание условий для работы фронт-офиса. Как результат, заключено более трех тысяч договоров на предоставление услуг оператора вагонов и транспортной экспедиции. Также заключены долгосрочные сервисные контракты с грузовладельцами.

ЦИФРОВОЙ ВАГОН БЕЖИТ, КАЧАЕТСЯ

Стратегия клиентоориентированности потребовала от КТТ непрерывного улучшения сервиса, а также оптимизации, цифровизации бизнес-процессов.

Закупленная ранее IT-система «СТ- Ж-Комплекс» (СТЖ) была доработана и интегрирована с IT-системой АО «НК «ҚТЖ» – автоматизированной системой управления договорной и коммерческой работой (АСУ ДКР). Это позволило обеспечить удобство и скорость для клиентов, а также сократить риск человеческого фактора, значительно ускорить и облегчить работу менеджеров КТТ.

К примеру, сформированные проплатные телеграммы в СТЖ позволяют автоматически направлять их в АСУ ДКР и далее – в товарные кассы АО «Грузовые перевозки» (ГП). Это позволяет в считанные минуты получить разрешение на оформление перевозки грузоотправителю, без ожидания.

– Теперь стало возможным проводить автоматический расчет тарифа оператора в АСУ ДКР, получать декадные заявки на подачку вагона (ГУ-11) в автоматическом режиме из АСУ ДКР в «СТЖ-Комплекс», что позволяет планировать подачу вагонов грузоотправителям. Клиенту нет необходимости дублировать заявку отдельно в КТТ.Также в случае отсутствия телеграммы из «СТЖ-Комплекс» стало возможным автоматическое списание с лицевого счета денежных средств на основании действующего прейскуранта, – разъясняет генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов.

Автоматизировано и подтверждение поступления оплаты от клиентов через синхронизацию банк-клиента и «СТЖ-Комплекс» в режиме онлайн. Это позволяет автоматически направлять телеграмму на оформление вагонов напрямую в товарные кассы АО «КТ-Ж-Грузовые перевозки». Также в системе АСУ ДКР расставлены «логические контроли», исключающие вероятность
отправки вагона без взыскания тарифа оператора, т.е. услуг КТТ.

Наряду с этим запущен «электронный планнер» – постановщик задач в режиме онлайн, благодаря чему даже в командировках можно с помощью мобильного устройства контролировать ход исполнения поручений и динамику продуктивности сотрудников. Внедрили в КТТ и электронный архив. Теперь все необходимые документы доступны в ре-
жиме онлайн.

Отслеживание основных производственных показателей визуализируется в системе Power BI. Это, в первую очередь, автоматизированный контроль коммерческой доходности вагонов в сутки (в промежутке от погрузки до следующей фактической погрузки), исполнение плана ежедневного дохода от оперирования (план/факт), контроль расходов на порожный пробег (в процентах и тенге), динамика отцепок и выпуска вагонов из ремонта, контроль непроизводительных простоев вагонов более двух суток и многое другое.

РЕМОНТ ВАГОНОВ – НА СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Кроме того, разработана и утверждена Советом директоров КТТ тарифная политика, направленная на повышение прозрачности, конкурентоспособности и оперативности тарифных решений, основанная на обеспечении эффективности за счет оптимизации порожних пробегов и повышения доли КТТ на рынке. Тарифные решения принимаются специальной комиссией, в состав которой входят эксперты материнской компании АО «НК «ҚТЖ».

– К примеру, есть заложенная условная доходность в сутки, и невозможно ее просто поднять за счет повышения цен на услуги, потому что рынок у нас конкурентный и платит только тот, кто может платить. Поэтому единственный вариант повысить доходность – это применение эффективных логистических схем (минимизация порожнего пробега, исключение встречных пробегов). Таким образом, по итогам 2019 года чистый дополнительный эффект от перехода из аренды в оперирование составил порядка 10,4 млрд тенге, – делится генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов.

Так как КТТ сейчас сосредоточен на оказании услуг по оперированию вагонами и работе с клиентами, грузоотправителями, грузовладельцами, экспедиторами и т.д., ремонт вагонов становится непрофильной деятельностью. С этого года ремонт вагонов передан в сервисное обслуживание подвижного состава, которое позволило КТТ исключить ряд непрофильных функций, оптимизировать штат и минимизировать риск роста нерабочего парка (НРП) путем кардинального изменения подхода к организации ремонта вагонов.

Суть сервисного обслуживания заключается в том, что КТТ теперь платит за техническое содержание вагонов в виде суточной ставки только за рабочий день рабочего вагона. Таким образом, сервисная компания (СК) заинтересована в оперативном ремонте и в качестве, чтобы обеспечить непрерывную «боевую готовность» вагонов заказчика. По итогам торгов и за счет передачи штата вагонников в СК мы обеспечили экономический эффект порядка 10 млрд тенге в пятилетнем периоде.

Кроме того, данный подход исключил необходимость КТТ проводить закуп, хранение и логистику запчастей, что всегда было подвержено возникновению риска коррупционной составляющей и хищений.

ВАГОНЫ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

В этом году КТТ планирует запуск еще целого ряда новшеств, в том числе внедрение систем ВРМ (дальнейшая оптимизация и автоматизация отдельных бизнес-процессов) и интегрированного планирования. Также запланированы переход на электронное внутристанционное оформление адресной подачи вагонов под погрузку клиентам согласно очередности и запуск личного кабинета для клиентов на сайте АО «Қазтеміртранс».

– Зарегистрировавшись на нашем сайте и получив доступ к личному кабинету, клиент сможет воспользоваться электронным калькулятором для расчета ставки тарифа оператора, а также оформить заявку на заключение договора, расчет сложного логистического или мультимодального маршрута. Личный кабинет позволит следить за дислокацией вагонов в пути следования, за операционным балансом своего лицевого счета в КТТ. В перспективе, возможно, с помощью ЭЦП мы будем сразу обмениваться оригиналами и подписями, обещает генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов.

Также на ближайшее время запланирована реализация проекта «КТТ – единый оператор». Согласно концепции, на сегодняшний день КТТ уже является единым оператором МПС вагонов (инвентарный вагон, или вагон, принадлежащий ж/д администрации) на территории РК, что позволило нам взять под контроль работу конкурентного парка, регулировать их курсирование и ценовую политику на рынке операторских услуг. Далее в проработке вопрос организации единого центра оказания услуг на стыковых приграничных станциях Достык и Алтынколь.

На сегодняшний день, в период резкого спада рынка и серьезного профицита вагонов, КТТ на основе заключенных сервисных контрактов с клиентами гарантировано обеспечил объемами 60 процентов своего парка вагонов с зафиксированными на год тарифами. Взамен клиенты получат гарантированное первостепенное обеспечение вагонами в период дефицита, стабильность и высокий сервис. Оставшиеся 40 процентов парка вагонов будут направлены на облуживание разовых клиентов.

Налаженные партнерские взаимоотношения с крупными операторами СНГ позволят КТТ сохранить лидирующие позиции крупнейшего оператора на рынке РК и обеспечивать потребности клиентов в грузовых вагонах по самым оптимальным тарифам и на базе высокого сервиса.

Сая ЗАГИПОВА,
г. Нур-Султан

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий