Экономика

Россия закрывает дорогу казахстанскому бензину

Журналист, аналитик нефтегазовой отрасли Олег Червинский о том, как Казахстан и Россия не хотят покупать бензин друг у друга.

С первого апреля Казахстан ввел трехмесячный запрет на ввоз бензина, дизельного и авиационного топлива из России. Одновременно отменен совместный приказ министерства энергетики, министерства финансов, министерства внутренних дел и КНБ от второго ноября прошлого года, которым вводился шестимесячный (до 2 мая) запрет на вывоз из страны автомобильным транспортом бензина и дизельного топлива.

Более того, с 27 марта и до конца года отечественные производители бензина (за исключением авиационного) и дизтоплива, реализующие нефтепродукты на экспорт, освобождены от уплаты акциза. Запланировано также обнуление ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, в том числе бензин и дизтопливо. Все эти меры должны автоматически снизить оптовую цену горюче-смазочных материалов и тем самым облегчить их продажу за рубеж.

Только вот продавать их особо некому. И в лучшие времена, за весь прошлый год Казахстану удалось экспортировать всего лишь 180,7 тысяч тонн бензина. Сейчас же наш ключевой партнер по Евразийскому экономическому союзу – Россия – готовится ввести полный запрет на импорт нефтепродуктов. Как сообщает РБК, с такой инициативой выступило российское министерство энергетики, внесшее соответствующий проект документа в правительство. Если он будет подписан премьером, до сентября текущего года российские оптовики не смогут завозить более дешевый казахстанский бензин. Вот такие локальные ценовые войны в рамках единого Таможенного союза.

Что стало их причиной, понятно – падение мировых цен на нефть и резкое снижение спроса на бензин и дизтопливо, вызванное закрытием городов и регионов на карантин по коронавирусу как в Казахстане, так и в России.

Олег Червинский

По оценке казахстанской Ассоциации Kazenergy, потребление бензина в стране в апреле снизится на 70%. Как сообщает мэрия Москвы, после введения карантина в российской столице автомобильный трафик в городе упал сразу на 75%. Соответственно, и потребление ГСМ.

В этих условиях, как говорят опрошенные РБК эксперты, импорт дешевого бензина из Беларуси и Казахстана «может привести к тяжким побочным последствиям. К примеру, разрушить и без того дышащие на ладан нефтеперерабатывающие заводы. И тогда у нас появится долгосрочная зависимость от импортного топлива. В период высоких цен на нефть это будет приводить, наоборот, к резкому росту стоимости бензина».

Причем если Россия боится снижения цен на производимое внутри страны топливо, то у наших переработчиков ситуация еще хуже – в Казахстане, в условиях падения внутреннего спроса, просто произойдет затоваривание всех хранилищ, что приведет в итоге к остановке нефтеперерабатывающих заводов. И тогда системообразующую отрасль экономики ожидает настоящий коллапс.

Ведь, как отмечают аналитики Kazenergy, «учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти вкупе с налогами и пошлинами в Республике Казахстан, экономическая эффективность от реализации нефти на экспорт практически равна нулю».

Единственным источником поступления валюты в такой ситуации является экспорт бензина и дизтоплива нашим южным соседям: в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан. В том же Кыргызстане доля местного бензина на рынке составляет лишь 20%, все остальное завозится либо из России, либо по «серым схемам» от нас. 90% легальных импортных поставок в Таджикистан также до последнего времени шли из России, через ООО «Газпромнефть-Таджикистан».

И сейчас, когда казахстанский бензин становится значительно дешевле российского, самое удобное время нашим трейдерам, при поддержке правительства, завоевать новые доли регионального рынка. Если, конечно, партнер по ЕвразЭС не запретит…

Комментарий