Қоғам | Общество

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ РЕЖИМЫ

Правовой режим чрезвычайного положения,при котором мы сегодня живем,является одним из многих,предусмотренных казахстанским законодательством. Имеются так называемые обычные режимы, которые мы особенно не замечаем: режимы,связанные с охраной и пересечением государственной границы; в местах, где действуют специальные правила (учреждения уголовно-исполнительной системы, особо охраняемые объекты) и чрезвычайные режимы.

Смысл всех режимов состоит в том, что вводятся дополнительные ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, запреты деятельности, допускается применение мер принуждения, нехарактерных для «нережимных» объектов или времени. В условиях чрезвычайных режимов ограничения, запреты,меры принуждения гораздо более жесткие по сравнению с обычными режимами, не говоря уже об обычных ситуациях. Чрезвычайные режимы не ограничиваются только режимом ЧП. К числу таких режимов относятся:

1. Режим чрезвычайной экологической ситуации. Режим объявляется постановлением Правительства РК в случаях, когда в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

2. Режим экологического бедствия. Режим объявляется законом РК тогда, когда в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения,разрушение естественных экологических систем, ухудшение состояния растительного и животного мира. Вопросы, связанные с этими двумя режимами регулируются Экологическим кодексом РК от 9 января 2007 года.

3. Режим чрезвычайной ситуации социального характера. Речь идет о ситуациях, связанных с массовыми беспорядками, межнациональными конфликтами, вооруженными мятежами и иными чрезвычайными обстоятельствами социального характера. Об этом режиме говорится в Законе РК от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении». В законе не очень понятно определено, кем он вводится. Однозначно можно сказать, что одним из органов, который может принимать такое решение, является местный исполнительный орган (акимат). Свое решение он согласовывает с Комитетом национальной безопасности.

4. Режим чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Объявление чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера осуществляется либо Премьер-министром РК при чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба, либо акимами административно-территориальных единиц при чрезвычайных ситуациях местного масштаба. В данном случае речь идет о ситуациях, сложившихся в результате опасных природных явлений, природных пожаров, эпидемий, поражения сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями. Вопросы этого режима регулируются Законом РК от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите». Частично вопросы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера встречаются в Законе РК от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении».

5. Режим антитеррористической операции. Режим вводится в целях пресечения и раскрытия акта терроризма, минимизации его последствий, обеспечения безопасности охраняемых лиц, перечень которых установлен Законом РК от 3 декабря 1995 года «О Службе государственной охраны Республики Казахстан». Режим вводится председателем Комитета национальной безопасности РК или руководителем территориального подразделения КНБ. Об этом режиме говорится в Законе РК от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму».

6. Режим чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства. Обстоятельствами,служащими основаниями для введения ЧП,являются чрезвычайные ситуации социального характера (массовый переход государственной границы; попытки насильственного изменения конституционного строя; акты терроризма;действия, направленные на насильственный захват или удержание власти; массовые беспорядки; межнациональные и межконфессиональные конфликты; блокада или захват отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;вооруженный мятеж; диверсия; провокационные действия со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта;нарушение территориальной целостности Республики Казахстан или чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ,внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.

Основанием для ведения ЧП может быть также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления уполномоченного органа в сфере гражданской защиты. Режим ЧП вводится Президентом Республики Казахстан после официальных консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента РК. Правовой основой режима ЧП является Закон РК от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении».

7. Режим военного положения является самым жестким из всех чрезвычайных режимов. Основанием для его введения являются случаи агрессии против Республики Казахстан либо непосредственная внешняя угроза ее безопасности. Режим вводится Президентом РК с информированием Парламента. Имеется специальный закон, посвященный военному положению: Закон РК от 5 марта 2003 года «О военном положении». Несмотря на схожесть в названиях, каждый из указанных режимов характеризуется своими сроками, применяемыми ограничениями и мерами, временными органами управления (или перераспределением выполнения государственных функций) и другими обстоятельствами. Это важно учитывать в правоприменительной практике. Любой чрезвычайный режим несет собой неудобства, порой очень серьезные, для граждан или организаций, и точное следование закону позволит смягчить последствия чрезвычайных норм.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки.

Роман ПОДОПРИГОРА,
доктор юридических наук,
профессор Каспийского
университета, автор
телеграм-канала Roman. Law

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий