Құқық | Право

Меры для безопасных дорог

27 декабря 2019 года Президентом РК подписан Закон по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности, который вступил в силу с 11 января 2020 года.

Данным законом ужесточены наказания за некоторые преступления против личности, в том числе половые, против собственности, экологические правонарушения, а также транспортные уголовные правонарушения.
В частности, ранее лица, совершившие автотранспортные правонарушения в трезвом состоянии и в состоянии опьянения любого вида, повлекшие последствия в виде причинения средней тяжести, тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного или нескольких лиц, несли уголовную ответственность по одной норме уголовного закона, при этом алкогольное опьянение учитывалось только как отягчающее их ответственность и наказание обстоятельство.
Отмеченным законом для лиц, совершивших нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного, наркологического или токсикоманического опьянения, повлекших вышеназванные последствия, предусмотрена уголовная ответственность в отдельной норме Уголовного кодекса.

Если ранее за причинение средней тяжести вреда здоровью при ДТП предусматривалась максимальная уголовная ответственность в виде ареста сроком на 40 суток и лишения права управления транспортным средством до двух лет, то по новому закону правонарушитель, совершивший деяние в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, может быть осужден к лишению свободы на срок до года с лишением права управления транспортным средством сразу на десять лет.
За аналогичное деяние, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, ранее предусматривалось лишение свободы до двух лет с лишением права управления транспортным средством до трех лет. В настоящее время в отношении лиц, находившихся в состоянии опьянения, – лишение свободы до трех лет с лишением права управления транспортным средством на десять лет.

В случае наступления при дорожно-транспортном происшествии смерти потерпевшего, ранее – лишение свободы до пяти лет с лишением права управления транспортным средством до пяти лет, сейчас за такое же деяние в состоянии опьянения – до семи лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством на десять лет.
Если наступила смерть двух и более человек, по прежнему законодательству предполагалось лишение свободы до семи лет с лишением права управления транспортным средством от пяти до десяти лет, по новому закону – от семи до десяти лет лишения свободы с пожизненным лишением права управления транспортным средством.

Значительно усилилось наказание в отношении лиц, лишенных права управления транспортными средствами и вновь севших за руль в состоянии алкогольного, наркологического или токсиманического опьянения.

К примеру, если по ранее действовавшему закону за такое правонарушение предусматривалась максимальная ответственность с назначением наказания в виде ареста сроком до 50 суток и лишением права управления транспортным средством до трех лет, то новый закон установил ответственность в виде лишения свободы до пяти лет с пожизненным лишением права управления транспортным средством.
Перевод данного правонарушения из категории уголовного проступка в категорию преступления средней тяжести позволяет уже на стадии досудебного расследования дела к такому лицу применить меру пресечения в виде содержания под стражей.

На сегодняшний день в практике судов области такие факты имеют место. Так, гражданин С. подозревается в том, что в феврале этого года, будучи ранее лишенным права управления транспортным средством на шесть лет, повторно в состоянии алкогольного опьянения управлял автомобилем и совершил ДТП, повлекшее повреждение транспортного средства и дорожного сооружения.
Органом досудебного расследования его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 346 УК как тяжкое преступление, и была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Следственный судья Специализированного следственного суда г. Кокшетау санкционировал данную меру пресечения, а судья областного суда оставил это решение без изменения.

Следственным судом санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении другого гражданина С., который подозревается в том, что после лишения его права управления транспортным средством вновь, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сел за руль автомобиля и при его управлении задержан сотрудниками полиции.
Судом установлено, что данный гражданин неоднократно привлекался к административной и уголовной ответственности за тождественные правонарушения, однако должных выводов для себя не сделал, продолжал нарушать закон. Поэтому, несмотря на то, что преступление, в совершении которого он подозревается, относится к категории средней тяжести, с целью прекращения возможности дальнейшей преступной деятельности в отношении него применена и санкционирована судом самая строгая мера пресечения.

Соответственно, за управление автомобилем после лишения такого права при совершении правонарушения, повлекшего повреждение транспортных средств или причинение легкого вреда здоровью человека, – лишение свободы от четырех до шести лет, средней тяжести вреда здоровью – от пяти до семи лет, тяжкого вреда здоровью – от шести до восьми лет, при наступлении смерти человека – от семи до девяти лет, смерти двух и более человек – лишение свободы от восьми до десяти лет. Во всех случаях назначается обязательное дополнительное наказание в виде пожизненного лишения права управления транспортными средствами.

Зам. генерального прокурора М. Ахметжанов, комментируя принятие закона об усилении ответственности за данный вид правонарушений, указал, что ежегодно выявляется более 30 тыс. случаев нахождения за рулем автомобиля нетрезвых водителей. В результате ДТП, совершенных по вине пьяных водителей, только в прошлом году более тысячи граждан получили ранения или погибли.
Судами области уже рассмотрено несколько дел по новой редакции ч. 1 ст. 346 УК РК. К примеру, Кокшетауским городским судом гражданин С. осужден по ч. 1 ст. 346 УК к двум годам шести месяцам ограничения свободы с пожизненным лишением права управления транспортным средством. Ему установлен пробационный контроль и возложены обязанности, ограничивающие его свободу.
По приговору С., будучи лишенным права управления транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в г. Кокшетау управлял автомашиной, за что был задержан сотрудниками полиции. Суд принял во внимание раскаяние С., признание им вины, положительные характеристики и первую судимость, поэтому назначил наказание, не связанное с изоляцией от общества. Вместе с тем данное наказание является довольно строгим, и в случае невыполнения возложенных ограничений осужденный может быть направлен в места лишения свободы.
В то же время в некоторых регионах, исходя из личности правонарушителя, выносятся приговоры, по которым за аналогичные преступления назначается наказание в виде лишения свободы.

Усиление ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде заставит каждого водителя задуматься и задать себе вопрос: «А есть ли необходимость подвергать риску свою свободу?». Даже при назначении наказания, не связанного с лишением свободы, изоляция нерадивого водителя на стадии досудебного расследования путем избрания меры пресечения в виде содержания под стражей послужит ему хорошим уроком.
Таким образом, в результате реализации поручения Президента об усилении ответственности пьяных водителей после принятия нового закона будет решен один из злободневных и широко обсуждаемых в обществе вопросов.

Раджаб ДАМИНОВ,
председатель судебной коллегии по уголовным делам
Акмолинского областного суда

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий