Елең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

НОВЫЙ ПОДХОД К МЕДИАЦИИ

Как гласит Концепция правовой политики РК на 2010 – 2020 годы, стране необходима единая правовая политика, основанная на современных тенденциях развития общества, накопленном опыте и научно обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества. В связи с этим чрезвычайно важным является закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке, в том числе обязательности обсуждения возможности использования мер, примирительных процедур при подготовке дела к судебному разбирательству, а также развитие внесудебных форм защиты гражданских прав.

В последнее время проблемам примирительных процедур уделяется значительное внимание. Одной из таких процедур является медиация, которую отличает активная роль самих участников конфликта в процессе выработки решения и сохранение ими полного контроля над содержательной частью соглашения.

Метод примирения конфликтов с участием третьей стороны на протяжении многих лет успешно применяется в зарубежных странах. В Японии приверженность деловых кругов к альтернативным методам урегулирования споров традиционно связана с этической стороной, которая выражена в негативном отношении к выбору государственного суда как способа разрешения споров. Институт медиации по этим причинам применяется здесь очень широко. В США вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда, поэтому судья может прервать суд и рекомендовать сторонам поработать с медиатором. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьезный переговорный процесс. В Великобритании существует специальная телефонная служба, в которую можно позвонить и, охарактеризовав сложившийся конфликт, получить рекомендации по выбору кандидатуры медиатора, который подходит к запрашиваемым требованиям.

В Республике Казахстан примирительные процедуры интегрированы в действующее гражданское процессуальное законодательство. Их развитие является одним из приоритетных направлений в судах республики и в обществе в целом. Содействие мирному урегулированию споров и конфликтов возведено в ранг задач действующего Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Напомним, что Закон «О медиации» был принят в 2011 году. За девять лет его действия альтернативные способы разрешения споров с помощью третьей нетральной стороны вошли в судебную практику при разрешении гражданских, трудовых, семейных и иных споров. Однако практика показывает, что к процедуре медиации стороны самостоятельно обращаются редко. Чаще всего соглашение о проведении процедуры медиации заключается лишь после того, как судья разъясняет сторонам порядок и условия проведения процедуры медиации и ее преимущества.

Наиболее реальным средством, способствующим активизации использования медиации, видится необходимость определения обязательного порядка использования медиации, в частности по таким категориям споров, как семейные споры, споры о защите прав потребителей, коммерческие споры, споры с поставщиками коммунальных услуг, споры между физическими лицами о взыскании суммы, трудовые споры, наследственные споры, споры по вопросам страхования. Об этом свидетельствует имеющаяся практика применения медиации в гражданском судопроизводстве.

Законодательное определение обязательной медиации в целом не будет противоречить принципам урегулирования споров с участием медиатора. Увеличение количества проведенных медиаций позволит сформировать обширную практику, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию профессиональных качеств медиаторов, а также формированию культуры мирного переговорного разрешения споров между участниками гражданского оборота.

Принудительное направление сторон на медиацию позволит инициировать данную процедуру урегулирования спора в случаях, когда к этому есть очевидные предпосылки, но одна или обе стороны не  высказывают самостоятельного желания обратиться к процедуре медиации. Указанные меры позволили бы в том числе исключить субъективные факторы, препятствующие обращению сторон к процедуре медиации.
В случае, если стороны не достигнут соглашения, они не лишены возможности вернуться в суд, где разбирательство дела будет произведено в общем порядке.
Кроме того, необходимо на законодательном уровне закрепить меры поощрительного характера для адвокатов, юридических консультантов, успешно применяющих примирительные процедуры. Так, оплата юридической помощи представителей зависит от объема оказанной помощи, поэтому они материально заинтересованы в участии по делу в разных судебных инстанциях, в связи с чем зачастую препятствуют урегулированию спора путем примирения.

Причинами и факторами, влияющими негативно на развитие применения примирительных процедур, в том числе медиации, являются относительно низкая ставка государственной пошлины, взимаемой при подаче иска в суд. Реализуя принцип доступности правосудия, государство шло по пути снижения размера госпошлины, а в отдельных случаях, например, при подаче апелляционных жалоб, и вовсе освободило стороны от оплаты госпошлины. Вместе с тем размер оплаты услуг медиаторов достаточно высок (от пяти тысяч тенге и выше).

В связи с этим полагаю, что необходимо увеличить размер государственной пошлины при подаче иска в суд. Одновременно необходимо решить вопрос оплаты услуг профессиональных медиаторов, в особенности в отношении социально незащищенных слоев населения, с отнесением оказываемых услуг к сфере бесплатной юридической помощи либо в рамках государственного социального заказа.
При наличии законодательного урегулирования «дорогого» правосудия (высокая государственная пошлина, возложение расходов по рассмотрению дела на «виновную» сторону, отказавшуюся от решения спора мирным путем) стороны будут искать возможность договориться в порядке внесудебного разрешения споров – прийти к тому либо иному консенсусу.

В целях координации деятельности медиаторов, их обучения, подготовки рекомендаций и методик по отдельным категориям и видам медиации, анализа и распространения положительного зарубежного опыта необходимо создание единой самоконтролируемой организации (ассоциации) медиаторов. Необходимо пересмотреть действующую программу подготовки профессиональных медиаторов, предусматривающую повышение уровня знаний и подготовки медиаторов в разрешении споров. Также следует создать рейтинг лучших медиаторов с историей их работы в данной области. Для популяризации института медиации необходимо внедрить в школах и вузах (прежде всего, юридических, экономических) специальные курсы, программы и тренинги по медиации. Открыть в вузах центры примирения с привлечением преподавателей и студентов юридических факультетов для совместной работы с профессиональными и непрофессиональными медиаторами, что в перспективе даст возможность подготовить медиаторов в системе высшего образования.

Динара НУРЛЫБАЕВА,
судья Жамбылского областного суда

 

Нашар | ПлохоОнша емес | Так себеБолады | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично МАТЕРИАЛДЫ БАҒАЛАҢЫЗ | ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ

Загрузка...

Комментарий