Саясат | Политика

Почему Нурсултана Назарбаева надо воспринимать не политиком, а мыслителем своего времени

B  последние годы положительные, и более того комплиментарные, слова многих мировых лидеров в адрес Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Отчасти это связано с его опытом: мало кто из мировых лидеров может похвастаться десятилетиями активной политической жизни. И проговаривать этот факт в негативной коннотации не поворачивается язык.

Разве кого-то беспокоит 28-летний стаж федерального канцлера Германии Ангелы Меркель (она занимает высокие государственные посты с 1991 года, а лидером партии Христианский демократический союз она пробыла без малого 19 лет)? Или 48-летний политический стаж сэра Уинстона Черчилля, который занял первый государственный пост в 1908 году (а в палату общин избрался и вовсе в 1900 году), а завершил свой политический путь в 1955 году? Можно сказать больше: политики, работавшие десятилетиями, чаще всего запоминаются не столько деятелями, сколько мыслителями своей эпохи. В этом смысле работу Нурсултана Назарбаева еще только предстоит осмыслить в полной мере. Между тем мировые лидеры – причем крупнейшие и авторитетные – этот вопрос, похоже, прояснили для самих себя в полной мере. Одно из доказательств этого процесса – врученная в прошлом году китайским лидером Си Цзиньпином Назарбаеву высшая награда Китая и комплиментарная речь, высказанная в адрес Первого Президента Казахстана.

И эта награда только подчеркивает действительно важные инициативы Нурсултана Назарбаева мирового уровня.

Курс Казахстана

«Сегодня мы проводим торжественную церемонию вручения давнему и большому другу китайского народа Первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву высшей внешней награды КНР – ордена Дружбы. Президент Назарбаев пользуется авторитетом во всем мире… вносит весомый вклад в поддержание мира, стабильности на региональном и глобальном уровне».

Эти слова председателя КНР Си Цзиньпина, произнесенные при награждении Назарбаева высшей наградой Китая, – не пустая любезность. Когда Нурсултан Назарбаев в 1991 году стал Первым Президентом независимого Казахстана, на постсоветском пространстве царил хаос. Часть новообразованных государств взяла курс на жесткое противостояние России как государству – продолжателю СССР, другие пребывали в растерянности, не зная, как выстраивать отношения с соседями и великими державами.

Одним из немногих лидеров, которые смогли сразу же определить путь своей страны через десятилетия, оказался Нурсултан Назарбаев. Благодаря ему Казахстан сумел избежать разрушительных внутренних конфликтов и ссор с соседями, от которых страдали Грузия, Молдавия, Армения и Азербайджан. Достаточно быстро Казахстан сумел справиться с экономическими проблемами, выйдя на рекордные темпы роста экономики на постсоветском пространстве.

Разумеется, этому способствовало то, что Казахстан обладает большими запасами углеводородов и находится на перекрестке торговых путей. Но история показывает, что даже с такими стартовыми показателями многие страны не сумели добиться успеха. В том, что Казахстан за годы независимости превратился в стабильное и миролюбивое государство с последовательной и предсказуемой внешней политикой, ключевую роль сыграл его Первый Президент.

Ядерное разоружение

Первое, что вспоминают, говоря о внешней политике Казахстана нового времени, – ядерное разоружение.

После распада Советского Союза республика в одночасье превратилась в обладателя четвертого по мощи ядерного арсенала в мире после США, России и Украины. 1040 ядерных боеголовок и 370 зарядов воздушного базирования, вся необходимая инфраструктура для их хранения и запуска, испытательный Семипалатинский полигон – большинству стран мира о таком оставалось только мечтать. Некоторые горячие головы в националистических кругах всерьез рассуждали о том, что неплохо бы Казахстану войти в ядерный клуб.

Нурсултану Назарбаеву тогда, в сложные первые годы формирования молодого государства, хватило государственной мудрости для того, чтобы добровольно отказаться от на первый взгляд заманчивого, но на самом деле крайне опасного пути ядерной державы. Рассказывают, что решение принимал он, опираясь на опыт и знания молодого в ту пору специалиста по международным делам Касым-Жомарта Токаева.
В августе 1991-го Президент посетил Семипалатинский полигон. После возвращения он созвал специальную сессию парламента и по ее итогам своим указом объявил о закрытии ядерного полигона, сохранив при этом три исследовательских реактора. В следующем году Назарбаев объявил, что Казахстан в ближайшее время присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Слова у Президента не разошлись с делом. В последующие годы Казахстан без проволочек вывез весь свой ядерный арсенал и демонтировал инфраструктуру, в 1996 году подписал и в 2001-м ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

На этом Нурсултан Назарбаев не остановился. Еще в 1993 году он предложил создать в Центральной Азии безъядерную зону и в дальнейшем упорно продавливал эту идею – на переговорах с другими руководителями центральноазиатских государств, на международных конференциях, в диалоге с общественностью. И добился своего: в сентябре 2006 года в Семипалатинске главы МИД всех стран Центральной Азии подписали соответствующее соглашение, обязавшись не разрабатывать, не приобретать и не размещать ядерные заряды на своей земле и использовать атом только в мирных целях.

Сейчас каждый год 29 августа весь мир отмечает Международный день борьбы против ядерных испытаний. Он был введен по инициативе… Нурсултана Назарбаева – именно в этот день Первый Президент Казахстана подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона.

Евразийский союз

Сейчас, когда Евразийский союз постепенно становится одним из ведущих мировых экономических блоков, уместно вспомнить, что инициатива его создания принадлежит Нурсултану Назарбаеву.

В 1994 году в Москве Первый Президент Казахстана предложил создать экономический альянс на евразийском пространстве. В последующем он планомерно продвигал эту идею, настаивая, что союз должен быть исключительно экономическим, в рамках которого государства-участники сотрудничали бы ко взаимной выгоде, не поступаясь даже каплей суверенитета. В конце концов он сумел убедить коллег-лидеров в своей правоте, и в Астане был подписан договор о создании ЕАЭС. Евразийский союз, согласно этому документу, формируется как альянс, интеграция в котором осуществляется лишь по экономической линии.

Такой подход оправдал себя. Страны-члены не опасаются, что участие в ЕАЭС приведет к утрате независимости; третьи страны охотно наращивают сотрудничество с союзом, не опасаясь, что торговля станет заложницей политических игр. Первое же подписанное соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом привело к росту товарооборота на 30 процентов только за первый год. Сейчас подписано временное соглашение с Ираном, в будущем ожидается создание ЗСТ с Индией. Немалая роль в успешном развитии союза принадлежит одному из его столпов – Казахстану.

Безопасность и сотрудничество

Однако ЕАЭС достижения молодого Казахстана не ограничиваются.

В 1992 году, почти сразу после обретения независимости, Нурсултан Назарбаев на 47-й сессии Генассамблеи ООН предложил созвать Совещание по мерам доверия в Азии (СВМДА). Тогда это казалось очередной прекраснодушной идеей без реального шанса на воплощение: только что закончилась первая иракская война, Азию сотрясали конфликты, и никто не мог гарантировать, что Центральная Азия не превратится в еще одну зону хаоса и противостояния. Но Назарбаев, несмотря на критику и часто сарказм коллег, работал над реализацией своей идеи. И в 2002 году, через 10 лет после его выступления на Генеральной Ассамблее, СВМДА было созвано в Алматы. Сложно переоценить его значение: в Азии, где противоречия между народами и цивилизациями копились тысячелетиями, появился орган, позволяющий вместе искать ответы на общие вызовы и заранее ликвидировать возможные конфликты. Если у кого-то и были сомнения, то развеяла их сама организация: нигде на планете нет похожего формата, в рамках которого азиатские страны могут хотя бы обозначить свою внешнеполитическую позицию по тем или иным вопросам.

Позже Казахстан стал первой из стран бывшего СССР, возглавившей Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Опыт председательства в ней помог казахстанскому руководству сформулировать дальнейшие идеи по развитию СВМДА. И в 2012 году Нурсултан Назарбаев выдвинул предложение преобразовать совещание в аналог ОБСЕ, Организацию по безопасности и развитию в Азии (ОБРА). Если эта инициатива реализуется, в Азии появится международная организация, которая будет способствовать росту взаимного доверия.

Сейчас эта идея кажется фантастической, но опыт показывает: играть на долгую перспективу Нурсултан Назарбаев умеет лучше многих. И это качество Первого Президента Казахстана оценено в должной мере: на лестные отзывы в его адрес не скупятся как минимум два очень влиятельных на планете человека – Президент России Владимир Путин и китайский лидер Си Цзиньпин. А уж эти двое – как к ним ни относись – точно знают толк в международной политике.

Антон Лукьянов

Комментарий