Елең еткізер | АктуальноҚұқық | Право

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ

Как известно, человеческое общество не может существовать без законов. В связи с этим возникает вопрос: сколько именно законов требуется для урегулирования всех происходящих в обществе процессов? В Развитых демократических странах счет действующих законов идет на тысячи. Но все ли они основываются на Конституции?

 

Основным признаком цивилизованности общества является то, что оно развивается на основе конституционных положений. Хотя государства очень сильно отличаются друг от друга, они все же имеют общие черты. В Конституции указываются тип государственного устройства (унитарное, федерация или конфедерация), формы государственного управления (монархия или республика), структура высших органов власти, основные права, свободы и обязанности граждан. Все другие законы в государстве должны соответствовать Конституции и не противоречить ее нормам. Поэтому ей свойственны признаки, которые не встречаются ни в каких других нормативных актах.

Конституция (лат. соnstitutio – «устройство, постановление») – Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. Сущность Конституции в том, что она соответствует основным интересам государства и действительной воле народа.

Действующая Конституция РК была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником – Днем Конституции республики.

Конституционное правосудие и конституционная юстиция являются важным институтом современной демократии, поскольку без них невозможно поступательное развитие партийного строительства и правового развития в стране. Будучи Основным Законом, Конституция в демократическом государстве нуждается в особой защите, суть которой может пониматься как весьма широко, так и в относительно более узких смыслах.

В обеспечении сохранения, соблюдения и действия Конституции в действительной демократии должно быть заинтересовано все или почти все общество.

Ст. 34 Конституции установлено, что «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Поэтому, когда каждый гражданин строго соблюдает положения

Конституции, обеспечивает условия и предпосылки их соблюдения, предотвращает их нарушение, законными методами и средствами борется с допущенными нарушениями, то это, несомненно, тоже охрана Конституции, понимаемая в самом широком смысле – как дело общегосударственное, дело всего народа, всех граждан.

Вместе с тем следует отметить, что в системе государственных органов законодательно выделяются, прежде всего, самими конституциями, и такие органы, которым прямо вменяется в обязанность следить за соблюдением конституционной законности. Так, Президент страны – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 40 Конституции).

Следить за соблюдением Конституции и защищать ее, несомненно, входит и в обязанности Правительства, Парламента, судов, органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью, уполномоченного по правам человека (омбудсмен) и др. государственных органов. И все это, конечно, тоже охрана Конституции, понимаемая теперь уже в относительно более узком смысле, т.е. как одна из сторон многообразной деятельности определенных государственных органов, направленная на обеспечение соблюдения конституционной законности в стране. Но для этих органов охрана Конституции – это лишь одна из многих осуществляемых ими функций и задач.

Чаще всего в понятие «охрана Конституции» вкладывается еще более узкий смысл – это организация и деятельность специального органа, призванного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием Основного Закона, прежде всего, действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, а также решать некоторые другие задачи.

Необходимость защиты Основного Закона в целях обеспечения его верховенства и прямого действия объективно обусловлена качественно новым этапом становления демократии. И здесь следует отметить роль Конституционного Совета РК.

Под конституционным контролем понимают специальную форму проверки соответствия законов, а порой и иных актов Конституции, что предполагает ее толкование. С другой стороны, в связи с функцией решать конфликты, связанные с осуществлением принципа разделения властей, конституционный контроль рассматривается как деятельность, заключающаяся в ограничении власти и разрешении конфликтов.

В отличие от общих и конституционных судов, Конституционный Совет является несудебным органом (иногда его называют квазисудебным).

Роль Конституционного Совета Казахстана в системе высших органов власти определяется разделом VI Конституции, исходя из принципа разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и самостоятельности органов, осуществляющих каждую из указанных функций власти.

Все ветви власти призваны гарантировать соблюдение Конституции. Но лишь Конституционный Совет обладает специальной компетенцией – как единственный орган, главной функцией которого является обеспечение верховенства Конституции, конституционной законности. Предназначение этого органа состоит в том, чтобы защищать Конституцию и права граждан. Он способен в случае необходимости «поправить» законодателя и Правительство, которые по каким-либо причинам отступили от Основного Закона.

Конституционный Совет в своей деятельности руководствуется:

– конституционными нормами, обеспечивая их незыблемость, т.е. беспрекословное соблюдение высшими государственными органами конституционных норм при принятии нормативных правовых актов, осуществлении организационных акций (выборы и т.д.);

– конституционными положениями, утверждающими определенное состояние государства, например, унитарную форму го-
сударства, политическую стабильность и т.д.;

– конституционными идеями,принципами, например, идеями социального государства, казахстанского патриотизма и т.д.

В силу указанных обстоятельств Конституционный Совет не ограничивается только проверкой конституционности законодательных актов.Правовой основой его деятельности являются Конституция и Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстана».

Конституция не предусматривает подотчетность Конституционного Совета или его членов перед каким-либо органом. Еже-
годное послание Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в стране не является отчетом. Деятельность председателя и членов Конституционного Совета по вопросам конституционного производства не подотчетна никому, так как в Конституционном законе прямо записано, что никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий (ст. 11 Конституционного закона).

Конституционный Совет не участвует в политическом процессе, в политическом контроле, в принятии политических реше-
ний. Он играет важную роль в защите прав и свобод граждан, а следовательно, в построении правового государства. Полномочия Конституционного Совета о правильности проведения выборов Президента республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума направлены на защиту политических прав граждан, поддержание конституционной законности в стране в целом.

В этом году отмечается 25-летие со дня принятия Конституции РК. Это является и служит хорошим поводом в юбилейный год осмыслить каждое положение Основного Закона нашей страны. Одной из функций Конституционного Совета является недопущение применения законов и иных нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Казахстана.

Так, в январе этого года Конституционный Совет, в заседании которого согласно п. 1 ст. 71 Конституции принял участие Первый Президент РК, пожизненный член Конституционного Совета Н. Назарбаев, рассмотрев представление Алатауского районного суда г. Алматы, признал неконституци- онным пп. 8) ст. 107 Закона РК «О жилищных отношениях».

Уверена, что вхождение Елбасы в состав Конституционного  Совета поднимет уровень конституционной законности в стране на новый уровень.

 

 

Наталья КРЕСС,
гл. консультант отдела
правового обеспечения
и международного
сотрудничества Аппарата
Конституционного Совета РК

 

Әлсіз | СлабоОнша емес | Так себеЖарайды | НормальноЖақсы | ХорошоКеремет | Отлично Баға беріңіз | Оцените

Загрузка...

Комментарий