Елең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

Пропаганда экстремизма в мобильных телефонах

Человечество накопило довольно большой опыт по сопротивлению деятельным субъектам, в рамках правового поля, которые склонны сами либо призывают других к нарушению общественного спокойствия. Волнообразные приливы-отливы такого плана стали «посещать» и казахстанское сообщество, напоминая приливы и отливы уровня вод, которые происходят согласно законам гравитации. Однако если приливы-отливы в природе циклически чередуются в соответствии со сменой астрономической, гидрологической и метеорологической обстановки, то экстремистские «нежданчики» имеют под собой основу иную и вряд ли так явно предсказуемы.

Не в моей компетенции комментировать шероховатости отечественных канонов в указанной сфере, в частности, Закон РК от 18 февраля 2005 года № 31 «О противодействии экстремизму». Поправки к нему могут обновляться до бесконечности: понятно, что формально религиозный экстремизм меняет маски столь стремительно и столь яростно подстраивается под цифровые технологии, что ни один законовед не поспеет при всем желании давать характеристики его современным проявлениям. Оперировать статистикой также воздержусь, поскольку это дело определенных структур, возможно, связано с госбезопасностью, да и лукавая статистика – предмет эквилибра мнений.

Реалии же приучают элементарно быть бдительными. В СМИ встречается информация о том, что правоохранительным органам следовало бы поинтересоваться, кому пришло в голову организовать ремонт и перепродажу сотовых телефонов в здании бывшего алматинского аэровокзала. На рынках города посетителя непременно встретят молодые люди с растительностью на лице, негромко предлагающие подержанные телефоны. В мобилах, которые реализуются «из рук в руки», владельцы затем обнаруживают тематические видео- и аудиоматериалы.

Как с этим сосуществовать? Это наш ареал обитания, и его постоянно будут «атаковать» хакеры, экстремалы и радикалы всех мастей. Ограничусь двумя мнениями достаточно известных в мире, авторитетных персон, с которыми удалось беседовать в стенах КазНУ им. аль-Фараби. Наука и здравомыслие, патриотизм и общечеловеческие ценности, чтение и труд позволили им сформироваться и быть примером для других.

Лауреат Нобелевской премии по химии за 2015 г., турецко-американский ученый-биохимик, профессор Университета Северной Каролины (США) Азиз Санджар. Нобелевскую премию ученый получил за многолетние исследования механизмов восстановления ДНК. Его труды, получившие столь высокую оценку, посвящены борьбе с онкозаболеваниями. Так вот, А. Санджар советует молодым: «…Хочу еще раз повторить, если вы занимаетесь наукой, не смотрите на политику, если вам дают возможность заниматься наукой, используйте этот шанс».

Насир Абдулазиз Аль-Насер, Верховный представитель Альянса Цивилизаций ООН (UNAOC), почетный профессор КазНУ им. аль-Фараби, посещал Алматы в 2018 году. Высокий гость университета дал эксклюзивное интервью, в котором изложил свое видение темы борьбы с экстремизмом: «Сегодня мир нуждается в достижении мира и стабильности во всем мире. Межконфессиональный и межкультурный диалог может стать частью превентивной дипломатии, как инструмент «мягкой силы». К сожалению, сегодня экстремистские группы действительно стремятся вооруженным путем разрушить мир, дестабилизировать обстановку. И не только на Ближнем Востоке, но и шире. Мы должны стараться найти великое, коллективное решение. Это не удастся отдельно взятой стране, одному региону или субрегиону. Все мы, каждый из нас, должны принять приоритеты безопасности. Каждое правительство мира должно принять приоритеты Совета безопасности ООН, как предложил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который видит в превентивной дипломатии один из важных инструментов в борьбе с радикальными группами экстремистов. В этом плане возрастает значение инструментов, ведь в одиночку с экстремизмом не справиться. Переходя к религиозным лидерам, здесь необходимы коллективные попытки. Мы стараемся, и в прошлом году до Съезда мировых религиозных лидеров пришли к выводу, что можно влиять на снижение радикализма и экстремизма посредством образования, аккумулировать усилия. Никто в одиночку не справится, только вместе мы сможем. Не стоит сидеть и ждать. Мира не достичь без участия каждого из вас».

Резюмируя эти благие пожелания, исходящие от людей с богатым опытом жизни и межкультурного общения, важно понимать актуальность перманентного образования, развития критического мышления у подростков совместными усилиями семьи, родных и организаций образования.

Социальные причины религиозного радикализма (РР) вовсе исключать нет смысла. «Люди становятся фанатиками, когда чувствуют, что их не слышат», – писал Нил Доналд Уолш. Понимающему – достаточно. С целью выявления очагов и групп риска в части религиозного радикализма в Казахстане и прилегающих регионах мы бы предложили заинтересованным структурам методично вести мониторинг по следующим векторам:
– изучать тренды зарубежных и отечественных исследований по профилактике религиозного радикализма в молодежной среде и степень эффективности мер по выявлению групп риска и т.д.;

– вести социологические исследования в экспериментальных и контрольных группах молодежной целевой аудитории. Моделировать и отрабатывать стереотипные ситуации поведения молодежи при коммуникации с РР с целью определить уровень медиаграмотности и информированности в вопросах РР;

– анализировать мнения экспертов, публикации лидеров общественного мнения по поводу стереотипного поведения молодежи при коммуникации с РР, чтобы синтезировать и систематизировать модели стереотипного поведения;

– организовать точечные полевые исследования, экспресс-интервью для выявления групп риска в молодежной среде, даже составить видеотеку опросов для выработки критического мышления молодежи к РР;

– записать и демонстрировать цикл интервью с респондентами целевой группы;
– на регулярной основе проводить онлайн-конференции с отечественными и зарубежными исследовательскими лабораториями и молодыми учеными;

– исследовать библиографию для выявления этно-региональной специфики темы;

– осуществлять контент-анализ отечественных и зарубежных средств массовой коммуникации на предмет объективной подачи информации по вопросам РР;

– внедрять концепцию своеобразного «медиащита» в сфере образования, науки и культуры для противодействия РР;

– обобщить полученные данные в формате экспериментального ролика для массовых открытых онлайн-курсов;

– вести углубленные точечные социологические исследования в экспериментальных и контрольных молодежных группах региона;

– организовать конкурс студенческих видео и интерактивную диалоговую арт-площадку для целевой аудитории.

Такие системные начинания окажутся полезны для подготовки квалифицированных кадров и волонтеров. На сегодня многие из волонтеров не обладают достаточными методиками.

Только в сравнении познается мир, единство – в многообразии проявлений живой материи. Сущность природы сосуществования и алгоритм достижения счастья доступно изложены в оригинальном учении аль-Фараби, которое и сегодня читается с большим интересом. Гуманистические идеи Второго Учителя важно использовать при разработке духовного противовеса религиозно-пропагандистским медиа, в виде образовательных и культурно-познавательных медиаплатформ для молодежи, показать их значимость для социума.

Вот уже два года, как в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН в рамках Международной конференции по глобальной гражданственности под эгидой Альянса Цивилизаций ООН ректор КазНУ им. аль-Фараби Г. Мутанов представил модель развития Университет 4.0, опирающуюся на идею аль-Фараби о добродетельном обществе. Доклад был воспринят с одобрением.

Высшее образование – не панацея, количество и качество вузов – тема отдельная. Отмечу лишь, что светская интеллектуальная среда и системные занятия наукой учат вечным ценностям гуманнее, нежели слепая вера и упование на потустороннее блаженство.

Глобальный политик и эксцентричный британец Уинстон Черчилль так выразил свое неприятие ультрарадикалов: «Фанатик – это человек, который не может изменить свое мнение и не меняет тему». Вряд ли они (фанатики) в одночасье «сменят пластинку».

Всем нам предстоит меняться, потому что изменчив мир вокруг, и надо учиться быть терпеливее, чтобы услышать друг друга.

 

Гюльнар МУКАНОВА,
к.и.н., профессор КазНУ им. аль-Фараби

Комментарий