Бас тақырып | Тема дняЕлең еткізер | Актуально

ОСТАНОВИТЬ ГЛОБАЛЬНУЮ УГРОЗУ

За годы независимости в Республике Казахстан сформировался опыт успешного продвижения межрелигиозного и межконфессионального диалога и согласия, но, как показала практика, различные радикальные объединения и экстремистские группировки по-прежнему пытаются навязать нашему обществу чуждые религиозные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности и недоверия к традиционному исламу.

Как отмечали эксперты Института мировой экономики и политики в конце 2019 года, угрозы насильственного экстремизма в нашей стране все еще остаются актуальными, ведь по данным Комитета нацбезопасности, в Казахстане насчитывается около 20 тыс. последователей деструктивных религиозных течений. Остается непонятным, задумываются ли так называемые «борцы» за чистый ислам о пагубных последствиях распространения насилия среди мирных граждан в результате совершения опрометчивых и безрассудных действий, ведь любая религия изначально пропагандирует любовь, добро и бережное отношение друг к другу.

По словам руководителя программы внутриполитических и социальных исследований Института мировой экономики Серика Бейсембаева, за последние девять лет в Казахстане совершено 16 актов насильственного экстремизма, более 500 граждан присоединились к террористическим движениям в Сирии и Ираке, около 100 из них погибли, более тысячи казахстанцев приговорены к тюремному заключению за терроризм и экстремизм. При этом он отмечает, что профилактические мероприятия среди заключенных недостаточно эффективны, хотя на эту работу до 2022 года планируется потратить 380 млрд тенге (около одного млрд долларов США).

Согласно Концепции государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 годы, в нашей стране сформирована светская модель государственно-конфессиональных отношений на принципах равенства граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии. По общепринятым мировым нормам государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности.

О том, какую угрозу сегодня несут нашему обществу различные религиозные течения и что кроется под трендом радикализма и экстремизма в XXI веке, корреспонденту «ЮГ» рассказали доктор философских наук КазУМОиМЯ им. Абылай хана, профессор Сагади БУЛЕКБАЕВ, доктор философских наук, профессор, религиовед КазНУ им. аль-Фараби Мадина УСЕНОВА, а также кандидат экономических наук, писатель Такен ДЖАНАТАЕВ.

Image result for сағади булекбаев

Сагади БУЛЕКБАЕВ, д.ф.н, профессор КазУМОиМЯ им. Абылай хана:

– В глобальной деревне, каковой является ныне мир, все культуры, все религии, все науки в определенной степени открыты и проницаемы друг для друга. Самознание ныне глобально. Это означает, что впервые за всю историю люди получили доступ ко всей сумме накопленных человечеством знаний: открытия, опыт, мудрость и размышления всех основных мировых религий и цивилизаций. Все эти знания сегодня доступны каждому. Короче говоря, за последние несколько десятилетий мы стали свидетелями беспрецедентной исторической ситуации: когда современному человеку практически доступны все культуры и религии мира, и у него в определенной мере есть широкий выбор.

Власти давно пора позаботиться о том, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов известен – духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство – про-свещение. Очень важно сегодня через грамотное просвещение раскрыть мировоззренческие, духовно-нравственные, социальные и научные основания мировых религий. Этим будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отечественной молодежной среде экстремистов или террористов. Общепризнано, что великие религии обладают не только духовно-этическим смыслом, но и огромным социальным и научным смыслом. Вызывает сожаление только то, что образовательный уровень нашего духовенства, особенно представителей ислама, недостаточно высокий. Очень часто уровень проповедей и богослужения наших мулл сводится к тому, чтобы либо прочитать Коран, либо провести «Жаназу». Настоящий смысл этой великой религии, полноту ее богатства, науч- ное и социальное содержание, к сожалению, они не могут раскрыть. Этому есть свое объяснение, но от этого не легче. Действительно, сегодня налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости и зачастую отсутствие у людей видения других средств достижения этой цели, кроме как на основе принципов Божественного права. Поэтому мировые религии должны объединить свои усилия и выработать план становления будущего интегрированного социума. Объединить свои усилия по созданию единой общечеловеческой цивилизации, которая должна быть основанной на вере и духовности.

Image result for мадина усенова

Мадина УСЕНОВА, д.ф.н., профессор, религиовед КазНУ им. аль-Фараби:

– Исламский мир насчитывает множество различных течений и сект. Внутренних разногласий даже больше, чем разно-
гласий с другими религиями. Причем речь идет не об исламе вообще, а о тех его радикальных, целенаправленно искаженных формах, которые рассчитаны на наивного, неискушенного в тонкостях этой непростой религии верующего.

Последнее время у всех на слуху такие слова, как «джихад», «шахид». Слово «джихад» в Коране употребляется 33 раза. И только в одном случае как «война». Это когда на твою Родину напал агрессор, грабители напали на твою жену, детей, отбирают твое имущество, тебя хотят убить, а ты обязан защищаться. Только в таких случаях – это война. Во всех остальных случаях – стремление победить самого себя, исправить свои пороки, постараться стать лучше, чище, благороднее.

Категорично отрицательно относится ислам к убийству и самоубийцам. Шахид, согласно Корану,- это человек, погибший, защищая свою отчизну, семью, детей. Погибшие при стихийных бедствиях, в аварии, от родов – тоже шахиды. Им тоже место в раю. Но террорист, который себя взрывает и старается, чтобы при этом погибло как можно больше ни в чем не повинных людей, это, согласно Корану, преступник вдвойне. Он – убийца и самоубийца одновременно. Ведь Аллах каждому человеку дает только одну жизнь, и никто не вправе ее отнимать ни у себя, ни у других. Поэтому террористу место в аду обеспечено.

Эти проверенные столетиями нравственно-правовые нормы ислама сегодня цинично, бесцеремонно извращаются религиозными экстремистами. В идеологии ваххабитов, например, все вероучение, догматы, нравственные и правовые нормы ислама просто растоптаны, уничтожены и заменены новыми, соответствующими их политическим и корыстным целям. Формально признавая Аллаха, ваххабиты отвергают все остальное вероучение. Они не признают, не почитают Пророка Мухаммеда, объясняя это кощунство тем, что они, якобы, имеют прямой выход к Аллаху. И посредник им не нужен.

Этика, мораль сведены к понятию «зухд», то есть цель и смысл человеческой жизни в джихаде, который сводится к уничтожению всех неверных на земле, и превращение всех людей в одну нацию мусульман. Поощряется, идеализируется самоубийство, а также аскетизм как высшее благо. Отказ от всех мирских желаний и потребностей в пище, сне, одежде, отдыхе. Похожие идеи пропагандируют и распространяют радикальная группировка «Братьев-мусульман», «Салафиты» и другие экстремистские направления.

Мы часто видим на улицах наших городов бородатых мужчин в тюбетейках, женщин, с головы до ног закрытых паранджой. Это не просто мода, как нам кажется. Это прозрачный намек на то, что религиозный экстремизм у нас обрел вполне реальные очертания.

Наша борьба с терроризмом пока что безуспешна. Потому что констатация фактов и ловля пары-тройки террористов не решат эту глобальную проблему. Мы не учитываем специфику этого вида преступления. Ведь террорист – не вор, не грабитель, не мошенник. Он – убийца и самоубийца одно- временно. И совершает убийство не ради корысти,мести или другой гнусной цели, а ради какого-то идеала, ставшего лично для него дороже жизни. Ведь, согласитесь, никто, ни за какие блага мира не согласится взорвать себя собственными руками. Это может сделать человек только ради какой-то идеи, идеала. Пусть даже ложного, призрачного, по нашему мнению. И потому победить терроризм и экстремизм мы сможем, только развенчав этот ложный идеал, противопоставив и внушив ему идеал истинный, ведущий к гуманизму, высокой нравственности, гражданскому долгу, беззаветной любви к своей Родине.

Вот почему необходима серьезная, поставленная на государственный уровень, идеологическая, пропагандистская работа среди всех категорий населения. Радикальному исламу мы должны противопоставить традиционный ислам. Рассказывать, показывать с научными комментариями нужно не только об исламе, но и о других религиях.

Мы живем в светском государстве. И конечно, в первую очередь необходимо формировать у населения и, прежде всего, у молодежи научное мировоззрение, активный образ жизни, высокие нравственные идеалы. Привлечь к этой работе различные партии, общественные организации, подключить всю научную и творческую интеллигенцию, а также служителей культа, как рекомендовал Н. Назарбаев.

Image result for такен джанатаев

Такен ДЖАНАТАЕВ, к.э.н., профессор кафедры послевузовского образования КазУМОиМЯ им. Абылай хана:

– В мире существует множество религиозных конфессий,деноминаций народностей и этносов. Только в Казахстане имеется свыше 40 конфессий и деноминаций более чем 120 этносов. В чем их различие и общность? Что их разъединяет и что их объединяет? Почему иудаизм, христианство и ислам стали мировыми религиями? Почему тюркский Тенгри, индийские Веды, персидская Авеста, японская Синто, корейское Чхондоге и др. стали называться «языческими верованиями»? Для начала, вспомним о языческих религиях – Тенгри, Синто, Дао, Авеста, Чхондаге, Веды. Термин «языческие верования» обозначает традиционные религии, принятые в христианском богословии и исторической литературе. Язычество происходит из библейского Нового Завета и подразумевает «языки» других народов, противополагаемым христианской религии. К языческим религиям относятся тюркское Тенгри, китайское Дао, японское Синто, индийские Веды, персидская Авеста, корейское Чхондоге и др.

Языческие религии исходят из божественности природы и под Богом понимают совокупность всех реальностей. Во всех языческих верованиях природа божественна. «Вся природа является украшением Бога», – говорит Гегель. Языческие верования исходят из принципа: дух человека – это всеобщность природы. Духовное пространство и материальный мир! Что является источником духовного мира: природа как материальная субстанция духа или дух человека является первоначалом духовного пространства? Так, в японском Синто весь окружающий мир: реки, камни, растения и т.д. являются божественными и называются «Ками». В тюркском Тенгри божественными является Небо. В космогонии Неба – Человек – Земля. Небо является носителем морали и нравственности. В Авесте прославляется Ахура-Мазда «Господь мудрость». В основе всех религий лежит мораль и нравственность. Это общая основа духовной сферы.

Если говорить об иудейской, христианской, исламской религиях, то в них духовное очищается от природности. Сознание человека направляется на чистый продукт мышления и духовное начало выступает противоположной стороной материального мира, природы. Возникает единство между духовным началом и миром природы. Бог воплощает в себе это единство и становится абстрактным принципом духа человека, выражающем внутреннее состояние человека (духовное) и внешнее влияние на сознание (природы) в их целостности. Духовное начало отделяется от чувственного восприятия внешнего мира. Из этого духовного начала вытекает, что чувственное восприятие природы должно иметь этическое измерение и восприниматься на принципах нравственности.

Единство духовного и природного проявляется в иудаизме, христианстве, исламе. Бог становится воплощением духовного начала. Если христианство от избытка святости начало терять влияние в западном обществе, то ислам на основе права шариата отверг идеологические наслоения и начал активно внедрять в сознание современного общества исламские ценности, требуя возрождения морали и нравственности. Если в прежние времена исламское влияние осуществлялось в большей мере в культурном плане, возрождая систему моральных ценностей и нравственных устоев, то с начала XXI века влияние ислама перешло в социально-политическую сферу. Началась политизация мировых религий. Христианская религия начала противопоставляться исламу. Религия стала инструментом политики. Общие основы всех религий – начали размываться.

Казахстан – наглядный пример того, как представители мировых религий и традиционных верований могут жить в мире и согласии. Исторически Казахстан отличался веротерпимостью и был толерантен ко всем религиям и верованиям. Казахстан стал центром диалога и встреч в духовной сфере, как основа для сохранения гражданского мира, терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, национальным традициям, обычаям. Для мировоззренческой философии всех верований и религий характерно глубокое понимание единства и целостности духовного и материального. Чжуанцзы говорит: «… тот, кто своим родом ставит природу, корнем – основные свойства, воротами – путь – началом развитие, называют мудрым человеком». Мудрость приходит со временем по мере развития духовного начала. Сознание не способно охватить всю духовную сферу в целостности. Духовный мир – это мир вне пространства, но во времени. Физический мир скован пространством, духовный мир – временем. Дух человека может удовлетворить только вечное. Все пространственное сдерживает духовное, а все временное – преходящее.

 

Адам АКБАРОВ

Комментарий