Безбен | Территория законаҚұқық | Право

ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК находится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек».

Необходимость разработки законопроекта обусловлена Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858, в соответствии с которой гражданское процессуальное право призвано обеспечивать доступность правосудия, максимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства.

При этом Концепция правовой политики указывает на необходимость регламентации порядка ведения электронного судопроизводства, использования информационных технологий в деятельности судов, возможности дистанционного проведения ряда процессуальных действий посредством видеосвязи, теле- и видеоконференций, закрепления и расширения разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и др.) как в судебном, так и во внесудебном порядке. Остановимся на некоторых аспектах одного из блоков законопроекта – цифровизации.

Основными задачами электронного правосудия являются обеспечение доступа к правосудию, улучшение управления документооборотом и бизнес-процессами в судах, снижение нагрузки на судей и работников судов.

Дальнейшая цифровизация судопроизводства позволит обеспечить транспарентность процессов, оперативность в принятии процессуальных обращений в суды, оформлении судебных документов и самого процесса подготовки и слушания дел.

Для этого необходимо регламентировать на уровне закона особенности электронного судопроизводства.

Согласно ч. 7 ст. 35 ГПК РК состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Порядок распределения дел – это не только организационный вопрос, но и важная гарантия соблюдения принципа независимости и беспристрастности судей. Поскольку действия по распределению дел не являются процессуальными, у лиц, участвующих в деле, отсутствует информация о том, по каким причинам был сформирован тот или иной состав суда. Закрытость данной процедуры создает условия для коррупции и не способствует повышению доверия к судебной системе со стороны общества.

В связи с этим необходимо определить порядок автоматизированного распределения дел и закрепить компетенцию органа, осуществляющего организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, на утверждение данного порядка.

Ст. 281 ГПК РК указывает на обязательность ведения протокола.

Протокол судебного заседания является основным процессуальным документом, составляемым в стадии судебного разбирательства и служащим главным источником информации для участников процесса. Его неполнота либо поверхностное описание в нем судебных действий и содержания исследованных доказательств признаются нарушениями процессуального закона.

На сегодня созданы все необходимые условия для электронного протоколирования судебных заседаний. Аудиовидеофиксация в судах республики стала повсеместной. Вместе с тем, несмотря на успешное использование информационных технологий, аудиовидеозаписи судебного разбирательства не имеют статуса протокола и приобщаются к краткому протоколу.

В связи с введением электронного формата судопроизводства, дальнейшей виртуализацией судебного процесса, имеется возможность придания аудио- и видеозаписям судебного разбирательства статуса протокола по делам, рассмотренным в электронном формате.

Таким образом, будут достигнуты сразу два результата – упрощение производства и цифровизация судопроизводства как одна из составляющих общереспубликанской программы «Цифровой Казахстан».

Естественно, что новеллы в законопроекте не исчерпываются приведенными примерами. Поэтому разъяснение и обсуждение законопроекта с юридической общественностью, практикующими юристами, учеными и просто гражданами будет, конечно, продолжено.

Сергей НУРОВ,  и. о. председателя коллегии по гражданским делам Костанайского областного суда

 

Комментарий