Елең еткізер | Актуально

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года сказано, что заложенные в Конституции основы экономической свободы и сформированное на базе Основного закона правовое пространство дали мощный импульс развитию творческой инициативы людей и стали фактором модернизации во всех сферах общественной жизни.

Как известно, экономический рост и развитие предпринимательства привели к формированию в стране соответствующего законодательства, которое стало правовым фундаментом системных экономических реформ, динамично развивающимся, но неоднородным по своей природе.

«Вместе с тем в настоящее время возникла необходимость устранения множественности и громоздкости в законодательном регулировании предпринимательской деятельности, а также в максимальном облегчении и доступности применения для бизнеса законов в экономической сфере», – говорится в Концепции правовой политики на период до 2020 года.

Указанное диктует необходимость наличия центрального акта – кодекса, вокруг которого строилась бы система, регламентирующая предпринимательство.

В Концепции правовой политики особо сказано: «В любом обществе имеется сложная система социально значимых интересов. Реализация таких интересов осуществляется в том числе через механизмы официального и неофициального лоббирования в законотворческом процессе. В связи с этим такому явлению, как лоббирование, необходимо придать легальные рамки и соответственно регламентировать отношения, связанные с пропагандой разработки, обсуждения и принятия Парламентом проектов законов.

…Необходимо широко и на постоянной основе привлекать к нормотворческой деятельности представителей общественности, неправительственные организации и объединения, представляющие интересы частного предпринимательства».

В этом плане практической реализацией Концепции правовой политики стала презентация в Комитете по экономической реформе и региональному развитию. Представители министерства торговли и интеграции презентовали депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей». Наряду с депутатами в презентации приняли участие представители госорганов, непарламентских политических партий, НПП «Атамекен», экспертных организаций и общественных объединений.

Для начала приведем данные социологического опроса, проведенные в рамках подготовки законопроекта. Так, согласно социальному исследованию, 87 процентов опрошенных подтверждают факт нарушения их прав и законных интересов как потребителей, при этом у 29 процентов права были нарушены более семи раз в год. В частности, согласно опросу населения, в 2018 году уровень доверия к государственным органам снизился у 51 процента. Так, например, большинство граждан (64 процента) отметило нежелание отстаивать свои права и законные интересы. Как правило, это связанно с безнаказанностью бизнеса и хлопотностью доказывания, кто прав, кто виноват. За защитой своих прав в уполномоченные госорганы обращаются всего 11 процентов потребителей. Что касается защиты прав в судебном порядке, то 48 процентов опрошенных не верят в правосудие. При этом 16 процентов респондентов готовы отстаивать свои права в суде только в случае высокой стоимости товара.

Об основных положениях законопроекта доложил вице-министр торговли и интеграции МТИ РК Кайрат Торебаев, который отметил, что поправки направлены на формирование целостной и эффективной системы защиты прав потребителей с усилением роли неправительственных организаций, института саморегулирования и общественного контроля. По его словам, за основу взята смешанная модель защиты прав потребителей, где государство ограничивается «умным» администрированием, а восстановлением нарушенных прав занимаются институты досудебного регулирования.

– Сегодня национальная система защиты прав потребителей включает в себя работу всех государственных органов и 208 неправительственных организаций, однако при этом отсутствует четкий регламент взаимодействия каждого участника. Это в конечном итоге влияет на качественный уровень защиты прав граждан, – подчеркнул вице-министр.

Говоря об основных проблемных вопросах, К. Торебаев отметил, что действующая система сконцентрирована на административных мерах и безучастна в восстановлении нарушенных прав. Это связано с отсутствием простого и понятного алгоритма защиты прав потребителей, а также с безнаказанностью предпринимателей за нарушение элементарных прав потребителей. Для решения этих вопросов законопроектом предусматривается закрепление институциональной системы защиты прав потребителей. Еще одним новшеством проекта закона, как отметили авторы законопроекта, является введение трехступенчатой системы рассмотрения жалоб. На первом уровне предлагается ввести обязательное 10-дневное рассмотрение продавцом претензий покупателя. При этом контакты уполномоченного органа и институтов досудебного урегулирования должны быть размещены в местах реализации товаров, работ и услуг. На втором уровне жалоба рассматривается либо в институте досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченном органе. Для стимулирования институтов досудебного регулирования законопроектом предусматривается возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке. Третий уровень предполагает рассмотрение жалобы в суде.

– Таким образом, большая часть споров будет разрешена на первой ступени, т.е. на стадии обсуждения с продавцом, что существенно повысит его социальную ответственность перед обществом и материальную – перед покупателем, – пояснил К. Торебаев.

В представленном законопроекте предусматривается также создание Единой информационной системы приема жалоб по принципу «одного окна». Создание такой системы, по словам вице-министра торговли и интеграции, позволит упростить и удешевить процедуру подготовки жалобы и ее направления в компетентные органы, а также оцифровать все обращения и результаты их рассмотрения. Кроме того, в целях поддержки неправительственных организаций в сфере защиты прав потребителей предлагается расширить государственный социальный заказ, предоставляемый общественным объединениям потребителей и палатам юридических консультантов. Услуги по бесплатной защите будут оказаны потребителям, находящимся в сложной жизненной ситуации, а также пенсионерам, участникам ВОВ и другим категориям граждан.

Подводя итоги презентации, вице-министр заверил, что принятие законопроекта будет способствовать повышению правовой грамотности населения, усилению роли институтов досудебного регулирования и «защитников» потребителей, а также социальной и материальной ответственности бизнеса, что в целом повысит качество товаров, работ и услуг. Участники заседания обсудили и другие нормы и положения законопроекта, высказали ряд конструктивных предложений, которые будут подробно рассмотрены в рабочей группе, руководимой депутатом Мажилиса Парламента Меруерт Казбековой.

Ануар КАКИМОВ

Комментарий