Бас тақырып | Тема дня

В ПРИОРИТЕТЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

 Наряду с решением приоритетных общественно-политических и социально значимых задач, обозначенных в Послании Президента К.-Ж. Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», были определены и другие важные аспекты концепции «Слышащего государства», в которой вопросы модернизации и совершенствования судебной системы играют немаловажную роль.

За годы независимости принятие приоритетных законодательных актов, способствовавших планомерному, поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечило устойчивое социально-экономическое развитие нашей страны, а также придало импульс новому этапу судебно-правовых реформ, направленных на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Говоря о сегодняшних перспективах развития этих реформ, нельзя игнорировать проблемы, возникающие в процессе утверждения принципов правового государства, где гарантия осуществления прав и свобод человека и гражданина стоит во главе угла конституционной законности, а выполнение тех же конституционных обязанностей всеми государственными органами, должностными лицами и организациями должно выстраиваться в линию четкого и прагматичного исполнения.

Об этом, например, очень четко сказал и Глава государства в своем Послании, подчеркнув, что ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем. В связи с этим улучшение качества судебных решений нужно осуществлять с акцентом на обеспечении прав и безопасности граждан РК, поэтому и степень ответственности судей становится еще более значимой. Вместе с тем нельзя исключать и того, что профессиональное развитие судей и сотрудников судов было и остается одним из приоритетных направлений совершенствования судебной системы Республики Казахстан.

– Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения, – подчеркнул в Послании Президент.

Наряду с этим нельзя однозначно утверждать, что Послание Главы государства легло в основу всех судебных реформ: начало положено еще в феврале 2019 года после того, как Елбасы подписал Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации судебной системы».

Вследствие этих реформ в системе правосудия Казахстана произошли коренные изменения, заключавшиеся в упразднении принципов работы отдельных органов Верховного Суда, в частности, президиумов пленарных заседаний и областных судов, находившихся под контролем председателей судов. Теперь функции президиумов перешли в компетенцию расширенных пленарных заседаний областных судов, в которых принимают участие судьи областного и районных судов соответствующих областей, городов республиканского значения и столицы.

Также на конкурсной основе был закреплен новый порядок замещения должности председателя и судьи районного суда и других судов. Если раньше руководители судов и председатели судебных коллегий могли занимать свои должности неограниченное количество раз, что, в свою очередь, влияло на независимость рядовых судей, то теперь председатели районных судов, судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз. Такая система способствует стимулированию судей к карьерному и профессиональному росту.

Благодаря коренным реформам всей системы правосудия, принципы общественного диалога, открытости, оперативного реагирования на нужды людей становятся главными приоритетами в деятельности государственных органов, о чем также говорил в своем Послании Глава государства. Здесь нельзя обойти стороной и плюсы развития информационных технологий, благодаря которым удалось решить наиболее очевидные задачи, нацеленные на обеспечение судебных органов техническими средствами, каналами связи, созданию локальных вычислительных сетей, ведомственной информационной системы документооборота и судопроизводства – Единую автоматизированную информационно-аналитическую систему судебных органов РК, которой сформировано единое информационное пространство судебных органов.

Помимо сервисных услуг электронного «Судебного кабинета», который достаточно успешно себя зарекомендовал, в Администрации Президента также создан отдел, который будет следить за качеством рассмотрения госорганами обращений граждан, принимать по ним оперативные меры. Причинами такой необходимости послужили замечания Главы государства, обозначенные в Послании:

– Зачастую люди вынуждены обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах. Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе. Теперь к этому следует относиться именно так, и принимать соответствующие решения, – подчеркнул К.-Ж. Токаев.

По его словам, с целью повышения эффективности работы госслужащих нужно привлечь в их ряды подготовленные молодые кадры. Здесь же следует отметить, что отечественная судебная система на протяжении последних лет плавно и поэтапно претворяет данные принципы в жизнь и очень тщательно следит за подбором высококвалифицированных профессиональных кадров в кандидаты на должности судей. Чего стоит, например, стратегия исполнения принципов, обозначенных в Плане нации «100 конкретных шагов», благодаря которой всем гражданам, желающим работать в судебной системе, были созданы равные условия при отборе на соответствующие должности.

Важно подчеркнуть, что вопросы повышения профессионализма судейского корпуса страны были подняты Первым Президентом Н. Назарбаевым еще на VI Съезде судей РК и XVI Съезде партии Nur Otan. В своем программном документе План нации «100 конкретных шагов – на пути к современному государству» Елбасы уделял особое внимание формированию высокопрофессионального судейского корпуса, который должен обеспечить надежные гарантии стабильности в обществе, верховенство права, неуклонное соблюдение интересов общества и государства, защиту прав и свобод казахстанцев. В рамках реализации 18-го шага Плана нации указом Первого Президента страны была создана Академия правосудия при Верховном Суде РК.

Основными направлениями деятельности Академии правосудия определены реализация образовательных программ послевузовского образования, осуществление переподготовки, повышения квалификации судей и работников судебной системы, а также осуществление научной деятельности. Ожидается, что все эти принципы позволят в ближайшие десятилетия сформировать новый облик служителей Фемиды, которые своими профессиональными навыками вкупе с непредвзятостью и объективным суждением будут вершить правосудие во имя справедливости и торжества закона. Как отмечал Глава государства: «Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым».

К сожалению, сегодня проблемы качества отправления правосудия все еще имеют место на практике и очень часто граждане стремятся опротестовать судебные решения, будучи недовольными вынесенными вердиктами. Поэтому Глава государства обратил в своем Послании внимание и на этот вопрос, подчеркнув, что следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики.

– В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу. Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес, – говорится в Послании.

При этом все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан. Президент также акцентировал большое внимание на отходе от репрессивных мер и жесткой карательной практики, которые в свое время являлись своеобразным фактором сдерживания при посягательстве на честь и достоинство личности и играли ключевую роль в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РК. Поэтому вследствие гуманизации законодательства в стране многочисленные тяжкие преступления по-прежнему имеют место в социуме, и эти проблемы, как показали обстоятельства, инициировали возможность оперативного подключения государственных институтов.

Ориентиры, обозначенные в Послании Президента, очень хорошо отразили окружающую действительность правового пространства республики, а также формулу решения проблем: «Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Принцип презумпции невиновности должен соблюдаться в полном объеме».

Сегодня мы можем наблюдать, что поручение Президента Правительству и Парламенту дает позитивные всходы, и поправки в Уголовный кодекс уже разработаны, а некоторые даже вступили в силу. Например, изнасилование переведут в категорию тяжких преступлений (за изнасилование срок лишения свободы увеличат до восьми лет), а за сексуальное насилие в отношении малолетнего – пожизненное лишение свободы или не менее 20 лет. Срок административного надзора лицам, отбывшим наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, увеличат до пяти лет.

Надеемся, что приоритетные направления, обозначенные в Послании Главы государства, сыграют ключевую роль в процессе утверждения принципов правового государства и позволят максимально добиваться возможной гарантированности осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Эльмира ИСАЕВА, судья Алматинского городского суда

Комментарий