Бас тақырып | Тема дня

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Законом РК от 27 декабря 2019 года № 294 -VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя» был исключен пп. 6) п. 3 ст. 51 Закона «Об образовании РК», в котором говорилось о прохождении педагогами аттестации не реже одного раза в пять лет. Теперь повысить квалификацию можно досрочно.

В ноябре 2019 года впервые Национальное квалификационное тестирование учителей проводилось в электронном формате. Результаты шокировали многих: 56 процентов, или свыше 44,5 тыс. человек из протестированных 73 718 педагогов, завучей и директоров школ, не смогли подтвердить свою квалификацию. Стоит бить тревогу или нет, нам предстоит еще узнать.

Поясним, Национальное квалификационное тестирование (НКТ) – процедура, направленная на определение уровня профессиональной компетентности педагогов и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы специального образования, по тестам, разработанным организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования. Данное тестирование состоит из 100 заданий, которые, в свою очередь, разделены на блоки. Первый блок «Содержание учебного предмета» состоит из 70 заданий, а второй блок «Педагогика, методика обучения» – из 30 заданий, которые в общем дают максимальный балл 110. На сдачу тестирования по предметам естественно-математического направления выделяется 3 часа 50 минут, а по все остальным – 3 часа 20 минут. Первое тестирование педагогических и приравненных к ним работников в 2019 году было проведено с 26 мая по 5 июня, второе – с 1 по 10 ноября. Аттестуемые, не набравшие пороговый балл хотя бы по одному модулю, считаются не сдавшими квалификационное тестирование. По разряду «педагог-мастер» свое соответствие этой категории подтвердили только 28 процентов из числа претендовавших на нее 1369 человек. По разряду «педагог-эксперт» свой профессиональный статус подтвердили 38 процентов (10 582 из 27 620 претендентов). По разряду «педагог-исследователь» успешно сдавших тест чуть больше – 39 процентов, или 9562 из 24 043 человек. И, наконец, по разряду «педагог-модератор» соответствие категории подтвердили 42 процента (8664 из 20 492).

О том, что собой представляет НКТ учителей, как оно проходит и чем отличается от предыдущей системы тестирования, корреспонденту «ЮГ» рассказали социальный педагог Алия Сыздыкова и педагог-психолог Мария Кудрявцева КГУ «Школа-гимназия № 23».

Алия СЫЗДЫКОВА, социальный педагог КГУ «Школа-гимназия № 23»:

– Для присвоения квалификации недостаточно одного результата тестирования. Сначала педагог подает заявление на прохождение электронного тестирования. Результатов долго ждать не приходится, их можно увидеть сразу на экране после завершения тестирования. Следующий этап – портфолио. Для разряда «педагог-модератор» в самой школе создается комиссия из директора школы, завучей и педагогов вышей категории, которая определяет, соответствует ли аттестуемый этой квалификации или нет. В свою очередь, разряды «педагог-эксперт», «педагог-исследователь» и «педагог -мастер» рассматривают специалисты из районного отдела образования, Управления образования и Института повышения квалификации. После прохождения электронного тестирования аттестуемый в течение десяти дней должен выложить портфолио в электронном варианте на определенном сайте для его дальнейшего рассмотрения. Во внимание берется все: не только стаж работы, дипломы и грамоты самого педагога, но и достижения его воспитанников.

На сайте национального тестирования есть пробные тесты. Структура вопросов одна, однако точных совпадений пробных тестов с вопросами из НКТ не было. Так как в своей сфере я проработала более 11 лет, смысла готовиться к тестированию не видела. Вопросы были составлены логично, некоторые были взяты из учебной программы вузов. Я с легкостью набрала балл, необходимый для получения нужной мне категории. Теперь я педагог-модератор, раньше это была бы вторая категория.

Для меня проще было сдавать электронный вариант. В нем много преимуществ: можно возвращаться к предыдущим вопросам, если есть необходимость, и не нужно уделять время на заполнение листов с ответами, как при письменном тестировании.

Мария КУДРЯВЦЕВА, педагог-психолог КГУ «Школа-гимназия № 23»:

– Заместитель директора по профильному обучению формирует базу данных педагогов, желающих повысить свою категорию. Педагог по желанию может пройти НКТ, к нему не принуждают. Однако пройти его может не каждый. К примеру, для повышения категории с «педагога» на «педагога-модератора» требуется не менее двух лет педагогического стажа работы, учитываются инновационные формы, методы и средства обучения, обобщается опыт на уровне организации образования, имеются ли среди учащихся участники олимпиад, конкурсов, соревнований. Квалификационное тестирование проводится в два этапа. На первом этапе оценивается знание предмета, то есть проводится НКТ. После проходного порога аттестуемый допускается ко второму этапу, для прохождения которого назначается специальная комиссия по оценке профессиональных достижений: учитываются успехи учеников, а специалистами отдела образования посещаются уроки аттестуемого. После этого комиссия определяет, будет ли присуждена та или иная категория.

Стоить отметить, что организациями образования, реализующими образовательные программы повышения квалификации педагогических кадров, такими как «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу», Национальным научно-практическим образовательным, оздоровительным центром «Бөбек» проводятся курсы повышения квалификации. Национальный центр повышения квалификации организовывает бесплатное пробное тестирование в электронном формате, где аттестуемые могут ознакомиться с форматом вопросов и морально подготовиться к самому НКТ. Некоторые учителя, основываясь на своем опыте в тестировании, имеют возможность подготовиться лучше.

Система повышения квалификации существует давно, со временем она, конечно, модернизируется. Электронный формат тестирования во многом облегчил прохождение тестирования, однако стоит учитывать и то, что некоторым педагогам с большим стажем работы сложно адаптироваться к новому формату. В целом вопросы составлены объективно. Так как они охватывают учебную программу, педагогу, знающему свой предмет, должно быть несложно ответить. Я работаю в школе с 2008 года, и для меня это была не первая аттестация, но первая в новом формате. Я подала свою заявку на категорию педагога-модератора, прошла тестирование в бумажном формате. Не могу сказать какой вариант лучше – электронный или бумажный, т.к. электронный я не опробовала. Но, думаю, волнение при любом варианте сильное. В бумажном варианте также имеется возможность вернуться к любому вопросу и изменить его ответ, но, к сожалению, очень много времени тратится на заполнение бланка ответов и нет возможности исправить, если случайно закрасил не тот кружочек. Это самый большой минус бумажного формата. Я потратила на ответы все отведенное мне время, хотя были и те, кто сдавал свои работы раньше. Очень переживала, наберу ли я проходной балл, но в итоге моих баллов хватило бы и на категорию педагога-исследователя, но т.к. я подала заявку на педагога-модератора, именно эту категорию мне и присвоили.

По новой системе аттестации каждая категория имеет определенный размер доплаты к заработной плате, что и является главным мотиватором прохождения аттестации педагогических работников.

Корреспондент «ЮГ»

Шахло ТАШБОЛАТОВА

muse_.32@mail.ru

Комментарий