Безбен | Территория закона

ДОСТИЧЬ КОМПРОМИССА

Суд всегда был и остается местом торжества правосудия, где любой человек может отстоять свои права и законные интересы. Но зачастую даже не очень сложные споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, требуют длительного и детального рассмотрения для вынесения справедливого решения.

При этом принятие такого решения может затянуться, а отношения сторон, участвующих в судебном процессе, могут ухудшиться до личной неприязни. Кроме того, судебное решение может устроить далеко не всех заинтересованных лиц, участвовавших в деле, что также является негативной стороной судебного разбирательства.

Для сглаживания подобных острых углов в законодательство Республики Казахстан был введен институт медиации, основной задачей которого является не вынесение решения в форме судебного акта, а достижение между сторонами консенсуса, то есть выгодного и приемлемого для всех соглашения, а также заключение медиативного соглашения.

Институт медиации был введен в законодательство нашей страны в 2011 году и регулируется Законом РК «О медиации» от 28 января 2011 года. С этим законом может ознакомиться любой субъект правоотношений, интересующийся институтом медиации, будь он гражданином РК или же гражданином другой страны.

Говоря о медиации, невозможно не упомянуть принципы ее работы, сферу применения и порядок проведения данной процедуры.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РК «О медиации» «…сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, семейных и иных правоотношений с участием физических или юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также об уголовных проступках, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан, а также отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства».

При этом процедура медиации не применяется в вышеперечисленных случаях, если одной из сторон является государственный орган или недееспособное лицо, либо в случаях, если данный спор затрагивает права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации.

Медиация – это универсальная процедура, производство которой напрямую зависит от сути спора (конфликта) и ее непосредственных участников. Она основывается на принципах добровольности, конфиденциальности, равноправия сторон-участников медиации, на независимости и беспристрастности медиатора, а также на недопустимости вмешательства в процедуру медиации со стороны.

С согласия сторон может применяться порядок проведения процедуры медиации, утвержденный медиатором и не противоречащий требованиям Закона «О медиации». Порядок по своей структуре обычно делится на четыре основные производственные этапа, которые включают в себя, во-первых, вводный этап, где медиатор объясняет участникам правила проведения процедуры. Далее следует этап изучения, когда медиатор изучает причины возникновения конфликта между участниками, в том числе выясняет их интересы и поставленные перед собой цели. Третий этап – консультации и переговоры, где оглашаются и изучаются различные возможные решения для урегулирования конфликта между участниками процедуры медиации, из которых выбираются наиболее выгодные обеим сторонам. На четвертом, заключительном, этапе подводят итоги всей процедуры медиации, а также выясняют результат всей процедуры. В зависимости от результата процедура может проводиться еще несколько раз до удовлетворительного завершения медиации либо до полного отказа от нее ввиду отсутствия консенсуса.

Более развернутую и подробную информацию о процедуре медиации и медиаторах, а также о реестре профессиональных и непрофессиональных медиаторов можно узнать на сайте Национальной палаты медиаторов или сайтах местных исполнительных органов.

Арыстан АСАНОВ, ведущий специалист суда № 2 района Бәйтерек Западно-Казахстанской области

Комментарий