Бас тақырып | Тема дня

ТАМОЖНЯ «ДОБРО» НЕ ДАЕТ, ОНА ЕГО ОТБИРАЕТ

 В Казахстане неугасает скандал вокруг автомобилей с номерными знаками России, Кыргызстана и Армении. 14 января Министерство внутренних дел заявило о том, что отныне транспортные средства, не состоящие на учете в РК, будут выдворены из страны, а водители оштрафованы на десять МРП(26 510 тенге) по ст. 590 КоАП. Как выход, МВД предлагает потенциальным нарушителям (а таковых по всей стране около 170 тыс.) продать ввезенные автомобили за пределами республики в течение 30 суток. Не согласные с требованием властей автовладельцы собирают митинги и готовят петицию.

Акции протеста уже прошли в Актау, Актобе, Жанаозене, Уральске, Петропавловске и Семее. Владельцы авто с иностранными номерами требуют упростить процедуру регистрации машин, а также снизить непомерно высокие ставки ввозных пошлин и сборов, которые зачастую превышают саму стоимость автомобиля.

– Настоящие преступления начнутся, если у людей станут отбирать машины. Мы будем отстаивать наши права и ездить на машинах, это наша личная собственность. Даже в Конституции написано, что никто не имеет права отбирать у нас личную собственность. Моя машина зарегистрирована в Армении, стране-союзнике, с которой у нас единое экономическое и таможенное пространство, и она оформлена на меня, это моя личная собственность, у меня никто не имеет права ее отбирать, – предупредил активист Даукен Санатов во время встречи с представителями партии Nur Otan в Алматы.

Стоимость «растаможки» в Казахстане действительно можно считать высокой. Чтобы поставить импортный автомобиль на учет, нужно оплатить таможенную пошлину (15-18 процентов от таможенной стоимости), сбор за первичную регистрацию транспортного средства (от 50 до 500 МРП, или от 122 тыс. до одного миллиона 250 тыс. тенге), сертификат стандарта «Евро-5» (250 тыс. тенге) и утилизационный сбор (от двух с половиной миллионов за легковой и до 20 млн тенге за грузовой транспорт и спецтехнику). Например, регистрация самой народной марки Toyota Camry обойдется казахстанцу в сумму около семи миллионов тенге.

К тому же многие автолюбители, чьи машины попали в «черный список» МВД, отмечают, что не были уведомлены о введении таможенных платежей и утилизационного сбора заранее. Иначе попросту не отправились бы за дорогостоящей покупкой в ближнее зарубежье.

С таким мнением категорически не согласен председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. Он напомнил, что незнание закона не освобождает от ответственности, а потому устраивать митинги бесполезно.

– Утилизационный сбор – не новость для Казахстана. Его ввели в 2016 году, и по настоящее время он не отменен никем – как работал, так и работает. Требования эти осуществляются всеми странами ЕАЭС. Кроме этого, разрешено на авто с иностранными номерами ездить не более одного года. То есть когда автомобиль въезжает в Казахстан, выдается декларация на транспортное средство. В этой декларации указан срок, и в течение года человек должен поставить автомобиль на учет. По истечении года, если транспортное средство не поставлено на учет, эксплуатация его запрещена. О том, что люди не знали о существовании пошлины и утильсбора, это все иллюзии, потому что все нормативные акты давно есть. Люди у нас, как всегда, пытаются сказать, что они этого не знали и закон нужно менять. Все их требования – это надежда на то, что кто-то из властей дрогнет и что-то им пообещает. Никаких изменений не будет. Эти правила приняты на уровне пяти стран-членов ЕАЭС. Единственное различие по пятерке государств, это то, что во все страны, кроме Казахстана, можно еще въехать на «Евро-4», Казахстан принимает только «Евро-5», – отметил Г. Шестаков.

Общественное мнение разделилось надвое. Одни считают, что оказавшихся в ловушке владельцев подержанных автомобилей с иностранными номерами нужно понять и предусмотреть льготы. Другие – за наказание рублем. Хотя бы для того, чтобы впредь неповадно было.

– Я не поддерживаю владельцев авто с иностранными номерами. Основная причина, конечно, в том, что такие авто трудно найти в случае ДТП или любой криминальной ситуации. Второе – буквально совсем недавно они безнаказанно нарушали ПДД, как хотели. Кроме этого, я не поддерживаю митинг автомобилистов, железные кони которых зарегистрированы в соседних государствах. А все потому, что они решили обмануть государство и приобрести автомобили в соседних государствах, но не платить утилизационный сбор и не регистрировать их, безнаказанно лихачить на дорогах, поскольку камеры не фиксировали их нарушения. Но они забыли, что у нас государство хитрее всех их вместе взятых. Сначала оно долго молчало, смотрело, как через границу переезжают тысячи ушлых автовладельцев. Потом смотрело, как они безнаказанно нарушают, а затем, когда их набралось достаточное количество, начало штрафовать при помощи камер, а теперь их еще обяжут регистрировать свои авто. Если вспомнить недавнее прошлое, то автовладельцы уже попадались на такую удочку, вспомните хотя бы владельцев праворулек или первую волну авто из Кыргызстана, а теперь вот новое противостояние. Самое интересное, что владельцы авто с иностранными номерами молчали до тех пор, пока думали, что умнее всех. Теперь же, когда их прижали, они решили митинговать. Если уж собрались митинговать, то нужно всем вместе, и не за временный ввоз автохлама из соседних республик, а за комплексное обновление автопарка страны. И не нужно поддерживать местных автопроизводителей, потому что по факту таких просто нет, то что они перепродают нам втридорога, это не производство автомобилей, а пересборка, – написал на своей странице пользователь социальной сети алматинец Андрей Андреев.

Общественность отмечает несовершенство существующего законодательства и упущения профильного ведомства, которое допустило усугубление конфликтной ситуации. По мнению профессора Казахской Академии труда и социальных отношений Сайлаубека Алибекова, погрешности в интеграции Казахстана со странами СНГ есть, однако их еще можно исправить.

– С мая 2014 года был создан Евразийский экономический союз. Чуть ранее (с 2010 года) – Таможенный союз. Основные этапы интеграции осуществляются с разной степенью успешности. В данном случае важно различать и таможенные аспекты. Кстати, по ним вопросов особо и не возникает. То есть субъектам, декларантам можно осуществлять таможенную очистку в любом из пяти государств Евразийского союза. Дальше начинаются национальные особенности. Закон РК «О дорожном движении» 2014 года делает обязательным вопрос о регистрации автотранспортных средств, и этому посвящено более 15 статей. Главным спорным моментом является цена вопроса. Налоговый кодекс Казахстана, в частности ст. 553, определяет ставки регистрационных сборов за транспортные средства. Они различны, максимум до 2,5 тысяч МРП, что, конечно, много. Неопределенная ситуация с субъектами государств Евразийского союза в тех или иных сферах лишний раз подчеркивает остроту решения общих задач интеграции, в нашем случае единого транспортного пространства. То есть речь идет о том, что внутреннее транспортное законодательство необходимо унифицировать. Кстати, это и Налогового кодекса касается. Поэтому и реагируют соцсети. Уже подсчитано и число таких автомобилей, и возможные суммы начислений. Владельцев машин можно понять. Не от хорошей жизни они привозили автотранспортные средства, причем речь идет о многих годах использования. По Конституции государство провозглашается социальным государством, отсюда и возможное, на мой взгляд, снижение вышеупомянутого сбора. Новый год наступил, а значит, можно внести изменения и в Налоговый кодекс РК, – считает С. Алибеков.

Между тем общественный деятель, экс-депутат и президент Национальной палаты образования и инноваций «Серпін» Мурат Абенов опубликовал пост в социальной сети, в котором подробно изложил правила ввоза и эксплуатации автотранспортных средств на территории Казахстана.

– На основании каких законов они ввозили авто в Казахстан? Все передвижение товаров через границу происходит на основании Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Согласно ему, есть три возможности завезти автомобиль в Казахстан, зарегистрированный в другой стране: временный ввоз иностранных автомобилей (на срок не более одного года); ввоз автомобилей из стран-членов Союза; для дипломатических представителей. Действуют ли на них ограничения временного ввоза на один год? Согласно ст. 264 ТК ЕАЭС временный ввоз транспортных средств для личного пользования допускается в трех случаях.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более одного года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более одного года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющимся членом союза, на срок не более одного года. В данных случаях это не иностранец, а гражданин Казахстана, получивший право на проживание в Армении. Он заезжает на своем авто с регистрацией в Армении, которая является членом ЕАЭС. То есть ни под одно требование о временном ввозе на один год он не подпадает, – разъяснил М. Абенов.

Впрочем, в происходящем Абенов видит не только конфликт министерства с частными лицами. Общественник считает, что «власти пора вмешаться в ситуацию, пока противостояние не зашло далеко».

– ЕАЭС оказался провальным проектом для Казахстана. Как видим, обещание народу, что вступление в Экономический союз позволит всем свободно перемещать товары и услуги, оказалось обманом. В следующий раз народ будет поумнее. Ведь эти международные договоры поставили в унизительное положение наших граждан, которые вынуждены ездить в Армению и Кыргызстан в поисках дешевых машин. И пострадавших немало: 200 тыс. машин – это как минимум судьба почти одного миллиона человек. Теперь же поверивших в то, что мы живем в Едином экономическом пространстве и имеем право покупать и перевозить из страны в страну, обвиняют в желании воспользоваться льготами от Экономического союза. Для чего тогда все это нужно? – высказался М. Абенов.

Известные политологи и правозащитники пока не спешат делать выводы о том, как повлияет сложившаяся ситуация на дальнейшие взаимоотношения и экономическое сотрудничество внутри стран-членов ЕАЭС. Тем временем статистика неумолима. По данным МВД Казахстана, водители автомашин с иностранными номерами совершили 1854 ДТП, в которых погибли 132 человека и травмированы более 500. Еще более 90 тыс. нарушений на дороге, допущенных ими же, зафиксировали камеры видеонаблюдения.

корреспондент «ЮГ» Анар ТАСТАНБЕКОВА

artastanbek@gmail.com

Комментарий