Құқық | Право

Создавая эффективный механизм противодействия

Сегодня одним из опаснейших факторов регресса цивилизации является религиозный экстремизм, рост которого с начала ХХІ века стал одной из самых обсуждаемых тем на международных саммитах и конференциях.

Эксперты из разных стран сходятся во мнении, что экстремизм в самом общем виде можно охарактеризовать как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Определяя причины возникновения радикального экстремизма, эксперт из Чечни, правовед Мархат Яхьяева одной из центральных называет отсутствие у молодежи полноценного знания о целях
и сути самой религии, ее первоисточников. «Поскольку полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма – эгоизму и аморальности, половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату – агрессивному радикализму. При этом отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы
религии приводит к слепой убежденности в своей правоте, а она, в свою очередь, создает опасную смесь и приводит к бездумному буквализму. Насколько нам известно, основной целью пяти столпов ритуалов ислама являются воспитание в человеке чувства богоприсутствия и построение на его основе твердого морально-нравственного идеологического стержня гражданской ответственности, т.е. создание целостной здоровой личности, обеспечение полноценного интеллектуального развития индивидуума и построение конкурентоспособного общества. Радикальное религиозное сознание отвергает саму возможность подобной рациональной расшифровки принципов ислама и приводит к интеллектуальному застою и пассивному традиционализму в среде молодежи. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны
различных внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок). Таким образом, становится видно, что главной причиной религиозного экстремизма являются интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений, как агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде
всего на интеллектуальном уровне», – считает М. Яхьяева. Учитывая опыт Чечни в сфере противодействия религиозному экстремизму, актуальным вопросом для Казахстана
является создание стойкого иммунитета у молодежи к воздействию пропаганды
религиозно-политических экстремистских организаций. Первым шагом в профилактике религиозного экстремизма среди молодежи можно считать инициированный Первым Президентом РК Н. Назарбаевым политический документ «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» (июль 2012 года). В данном программном документе рассматриваются вопросы привлечения студенческой молодежи, а также безработной молодежи к трудоустройству, что необходимо для поднятия духовно-нравственной самоидентификации подрастающего поколения и формирования чувства патриотизма среди молодежи. Далее, в декабре 2012 года Первый Президент РК Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» особо подчеркнул, что государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Также, учитывая угрозу религиозного экстремизма для общества, он особо подчеркнул значние профилактики религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде, поручив разработать государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Так, во исполнение поручения Елбасы был разработан и принят важнейший документ – «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы», основной целью которого было обеспечение безопасности гражданина,общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. Сегодня в нашей республике в целях профилактики терроризма и религиозного экстремизма на постоянной основе проводятся встречи, семинары, «круглые столы» и иные мероприятия, где разъясняются все актуальные вопросы в этой  сфере. Так, представители управлений по делам религий из различных областей страны, руководители центров исследования проблем религий из городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента, а также представители Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» приняли участие в республиканском семинаре-тренинге по развитию духовно-нравственных ценностей молодежи. Приветствуя участников мероприятия, зам. акима Восточно-Казахстанской области Асем Нусупова отметила важность комплексного и системного подхода к работе, осуществляемой в духовной сфере общества, обратив внимание на необходимость усиления работы в сфере просвещения, поскольку от уровня образования духовных лиц зависит и общественная безопасность. Она рассказала, что в 2017 году после проведения анализа качества знаний теологов выяснилось, что лишь единицы в области владеют специальным высшим образованием, а большинство имамов имели дипломы лишь о среднетехническом и среднем образовании. Для исправления этой ситуации на базе областной мечети «Халифа Алтай» открылись трехмесячные курсы для духовных лиц, в программе которых были не только знания о теологии, но и Конституции и законов РК, истории страны. Кроме того, она сообщила, что в ближайшее время будет заключен меморандум о сотрудничестве с Египетским университетом исламской культуры «Нур-Мубарак», а к концу 2019 года в Восточном Казахстане на базе мечети «Халифа-Алтай» планируется открытие Музея исламской культуры, в котором будут выставлены редкие экспонаты, описывающие историю ислама в Казаxстане. Таким образом, при объединении усилий со стороны государства, представителей науки, культуры и духовенства вырабатывается разумно и эффективно действующий механизм противодействия терроризму и религиозному экстремизму.
Диас ЭМИР

Комментарий