Аптадағы сұхбат | Интервью неделиҚұқық | Право

Пропагандировать толерантность и доверие

Религиозные вопросы во все времена занимали особое место в сознании  граждан нашей страны, поскольку через них у людей формировалось духовное богатство, ментальность, мировоззрение и культура. Сегодня религиозная философия нередко интерпретируется агрессивно и убого, что не может не вызывать беспокойства у большинства сторонников традиционных мировых религий.

О том, почему неправильное толкование  религиозных ценностей порождает угрозу стабильности и процветанию светских государств, а также как бороться с проявлениями экстремизма, рассказал профессор кафедры международных отношений Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, д.ф.н. Сагади БУЛЕКБАЕВ.
– Сагади Байузакович, почему религиозный экстремизм стал обыденностью и продолжает нести угрозу не только нашей стране, но и всей планете?
– В Концепции государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 годы отмечено, что в стране отмечается недостаточно эффективная работа центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации задач по  профилактике и противодействию религиозному экстремизму. В рамках формирования в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями в сфе  религиозных отношений, требуется конкретная разъяснительная работа с уязвимыми для распространения деструктивных религиозных идей целевыми группами населения. Сегодня, на мой взгляд, особенно в контексте сложной религиозной ситуации в Казахстане, назрела настоятельная необходимость создания масштабной долгосрочной государственной программы по религиозному воспитанию. Программы, которая бы основывалась на духовных началах, культуре, психологии и особенностях наших этносов, на ментальности  религиозных предпочтениях нашего народа, которая даст возможность объективно и непредвзято посмотреть на великие религии, в частности ислам, понять основы его вероучения, менталитет и культуру мусульман. Сегодня очень важно понимание властью того, что проблема ислама и взаимоотношения цивилизаций и культур являются главными инструментами обеспечения стабильности и безопасности не только во всем мире, но и в нашей республике. Поэтому бережное и внятное изложение опыта и содержания исламской духовной истории и их вписывание в контекст культурной жизни нашего общества не только полезны, но и, несомненно, будут востребованы политическими и общественными силами нашего общества, которые хотели бы не только его выздоровления, но и политического возрождения. Как справедливо говорит Ю. Михайлов, автор одной из лучших книг по исламу не только в России, но и в СНГ «Пора понимать Коран», наши верующие не на словах, а на деле должны ощутить живой интерес к ним со стороны государства, которому пора, наконец, уяснить, что в поле его конституционной ответственности как государства светского должны
быть и дела религиозные, ведь речь заходит о защите духовного здоровья граждан от всякого рода бацилл в религиозной оболочке. По его мнению, нашей власти давно пора позаботиться о том, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии
на почве веры. Способ профилактики таких недугов известен – духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство – просвещение. Очень важно сегодня через грамотное просвещение раскрыть мировоззренческие, духовно-нравственные, социальные и научные основания мировых религий. Этим самым будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отечественной молодежной среде  экстремистов или террористов.
Но ведь для грамотного просвещения молодежи есть высококвалифицированные
муллы, ученые, которые получали образование за рубежом?
– Общепризнано, что великие религии обладают не только духовно-этическим, но и огромным
научным социальным смыслом. Вызывает сожаление только то, что образовательный уровень нашего духовенства, особенно представителей ислама, недостаточно высок. Очень часто уровень проповедей и богослужения наших мулл сводится к тому, чтобы прочитать Коран либо провести «Жаназу». Настоящий смысл этой великой религии, полноту   ее богатства, научное и социальное содержание, к сожалению, они не могут хорошо раскрыть. Этому есть свое объяснение, но от этого не легче.

– Можете привести примеры?
– В отличие от нашей страны можно привести множество примеров, когда многие ученые на Западе перешли в ислам, поскольку в этой религии они нашли ответы на интересующие их
научные вопросы. Чего стоит переход в ислам великого французского океанографа Жака Ива Кусто. По мнению этого ученого, лишь в Коране он нашел ответы на вопросы, которые долгие годы мучили его, то есть разгадку и объяснение природы течения Гольфстрим в Атлантическом океане. Или как пишет известная исследовательница ислама Валерия
Порохова, на Западе несколько выдающихся ученых, некоторые из которых являются лауреатами Нобелевских премий, в последние годы приняли ислам. Один из лауреатов, объясняя причину своего перехода в ислам, по ее словам, разгадку своей научной проблемы нашел в священном Коране. Также очень важно обстоятельно и аргументированно раскрывать для современной молодежи тезис о том, что такие великие религии, как христианство и ислам являются главной духовной основой единства нашего общества. Отсюда встречаемые иногда в печати нападки на эти религии следует рассматривать как прямую атаку на единство нашего народа и, соответственно, как угрозу единству нашего государства. Как отмечает Ю. Михайлов, когда мы слышим о недугах, которыми поражено сегодня наше общество, то обычно на ум приходят алкоголизм, наркомания, токсикомания, низкая рождаемость, высокая смертность, беспризорность, болезненное пристрастие к азартным играм, падение нравственности и правовой культуры, бездуховность, бродяжничество, эгоцентризм, деградация института семьи, казнокрадство, героизация
и романтизация криминального мира, низкая предпринимательская активность населения, лицемерие политиков и т.д. Каждый хоть краем уха слышал, к чему нетерпим, к примеру, ислам в социальной сфере. Когда же начинаешь разбираться, выясняется, что многие люди, особенно молодежь, как правило, плохо знакомы с религиозной системой социальных ценностей.
– Почему за последние десятилетия на постсоветском пространстве люди активно стали «уходить» в религию?
– Сегодня обращение многих людей к религии в условиях мирового кризиса объясняется, видимо, тем, что единственный выход из этого системного кризиса многие видят только через религию. По мнению Ю. Михайлова, такой поворот к религии обусловлен тем, что говорящие имеют в виду простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприятием
бесхозяйственности, мздоимства, казнокрадства, всякого рода паразитизма за счет других людей позволит навести в государстве порядок. Действительно, сегодня налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости, и отсутствие зачастую у людей видения других средств достижения этой цели, кроме как на основе принципов «Божественного права». Нашему государству надо трезво оценить опасность сложившейся ситуации в обществе, которая сложилась в результате политики деидеологизации общества, когда под флагом демократии и свободы совести Казахстан заполонили всевозможные учения и нетрадиционные религиозные воззрения. Последние,
кстати, щедро финансировались из-за рубежа различными фондами и НПО. Откуда такая щедрость? Как известно, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Нужно на время забыть о своей иллюзорно-мишурной светскости и заняться координацией и финансированием религиозного просвещения в стране. Да и не мусульманам будет
полезно уяснить, где здесь созидательный потенциал и как можно на него опереться. Вообще необходима масштабная долгосрочная государственная программа религиозного просвещения, разработать ее нетрудно. Короче говоря, нашему государству нужно решительно пересмотреть свое отношение к исламу. Ибо исламский фактор с его мощным
потенциалом и основополагающими человеческими ценностями вполне может стать одним из столпов стабильности в Казахстане. Другими словами, нашей власти нужно понять, что великие религии – это наш огромный духовный резерв, который нужно сознательно и планомерно задействовать на благо возрождения Казахстана. Для этого, прежде всего,
нужно поставить надежный заслон планомерной дискредитации религии ислама, проводимого сегодня западными и отдельными российскими СМИ. Известно, что в силу такой информационной пропаганды массовое представление об исламе сильнейшим образом искажено. Более того, восприятие Западом ислама как потенциальной угрозы
будущему мира стало общим местом. Отсюда неизбежно, что непонимание мировоззренческих основ этой религии, ее социальной доктрины порождает у многих современных политиков и обывателей Запада животный страх. Этим страхом, а порой и неизбывным ужасом поражено сознание интеллектуалов христианского Запада. Не сумев его преодолеть, они свыклись с этим состоянием, даже теоретически обосновали «столкновение цивилизаций». Отмечая данный факт, Президент России в одном
из своих выступлений категорически заявил: «Миру фактически навязывается конфликт цивилизаций, и надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация могла бы привести». Президент В. Путин в данном
случае абсолютно прав, поскольку кроме огромной опасности, которую несет такая политика, народы сознательно вводятся в глубокое заблуждение. Это очень хорошо иллюстрируется притчей известного суфия Джалал ад-дина Руми. Четыре приятеля (грек, перс, араб и
тюрк) нашли монету и решили купить на нее нечто, что нравится им всем. Но тут
мнения разошлись: грек захотел купить стафиль, перс – энгур, араб – эйнаб, а турок – изюм, и в результате друзья подрались. Тогда некий незнакомец предложил купить для них то, что им
всем понравится. Они согласились, и получили по грозди винограда. «Это же и есть «стафиль», «энгур», «эйнаб» и «изюм», воскликнули они. Такова же и Истина, которую постигают святые всех религий, которую разные народы называют по-разному, и что приводит к вражде и войнам из-за непонимания.
– Как выработать стойкий иммунитет к различного рода дезинформациям в религиозной сфере?
– Мировые религии должны объединить свои усилия и выработать план становления будущего интегрированного социума. Объединить свои усилия по созданию единой общечеловеческой цивилизации, которая должна основываться на вере и духовности. Здесь
имеется в виду, что за счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование учит человека нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения
людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа. То есть нашей власти, как мы отметили выше, давно пора позаботиться о том, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов известен – духовная вакцинация населения через просвещение. Отсюда, на наш взгляд, сегодня нашему государству очень важно совместно с представителями исламской интеллигенции и образованного духовенства, проживающими в Казахстане, продумать и создать условия, позволяющие, в частности, целенаправленно заполнить информационный вакуум, в котором до сих пор пребывает абсолютное большинство казахстанских
последователей пророка Мухаммеда. В этом плане очень актуальна и своевременна инициатива Первого Президента Казахстана о создании специального интернет-ресурса для пропаганды толерантности и доверия. Он говорил, что сегодня нарастает глобальный кризис
морально-нравственных ценностей. Нельзя не видеть, как во многих обществах пропагандируются и насаждаются лжесвободы. Извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений пытаются представить в качестве норм современного общества, мотивация к честному труду подменяется стремлением к быстрой наживе любыми
способами. Такая антимораль нередко возводится в абсолют. Подобной обеспокоенностью и болью было пронизано и выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в г. Нур-Султан, который заявил, если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим – ее плоды принесут человечеству много несправедливости,
рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гордыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей. Поэтому сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога – мир господства страстей и эгоизма. Здесь очень важно помнить, что привлекательность многих экстремистских учений для молодежи в том, что они в отличие от традиционных религий ведут воинственную, агрессивную пропаганду. Они не говорят о необходимости терпения, согласия, доверия, не призывают к любви и состраданию, не призывают уповать на волю Бога, не используют методы и формы работы, используемые великими религиями, а напротив, призывают к смелым и решительным действиям. Например, с силой и оружием запугать и изменить строй, добыть или забрать, что ему, по мнению его духовных руководителей, причитается. Не ждать, а получить сразу. Также совершенно очевидно, что при вербовке в свои ряды и в процессе обучения своих последователей организаторы
этих сект широко использовали в своей работе не только традиционные, но и современные методы манипулирования сознанием. При разговоре и общении с представителями экстремистских течений можно видеть, что на них не действуют доводы здравого смысла,
рациональные и логические аргументы. Совершенно очевидно, что при работе
с ними широко использовались методы переформатирования сознания с помощью таких современных методов, как гипноз, нейролингвистическое программирование и т.п., т.е. различные методы манипулирования и зомбирования людей. Помимо таких современных методов обучения и воспитания у религиозных экстремистов можно также видеть некие
параллели с большевистскими методами работы с народными массами. Здесь имеются в виду лозунги такого типа: «Если враг не подчиняется, то его уничтожают», «Не хочет – заставим, не может – научим» и т.п. Поэтому в работе с людьми, которые подпали под влияние различных экстремистских учений, вряд ли будут успешными те методы, которые сегодня использует власть, то есть запретить, наказать, посадить. Такие методы возможны и они приводят к определенным результатам лишь в тоталитарных государствах, где вся духовная сфера находится под жестким контролем. В государстве, которое объявило себя
светским, приверженным к демократическим принципам, такое по определению невозможно. Поэтому здесь должна быть выстроена долгосрочная, продуманная и грамотно выстроенная
система религиозного просвещения своих граждан. Речь в данном случае, конечно же, не идет о том, чтобы органы власти взяли на себя религиозное просвещение. Здесь речь идет о необходимости финансовой и организационной помощи этому делу. И эта деятельность
должна осуществляться специализированной некоммерческой структурой под патронажем Администрации Президента РК. Лишь в этом случае можно ожидать серьезных результатов.
Бахтияр ТОХТАХУНОВ

Комментарий