Құқық | Право

Решая конфликт мирным путем

Современная школа – это срез общества, и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. Часто такие конфликты становятся достоянием общественности благодаря социальным сетям, вызывают неоднозначную реакцию у людей, умаляют авторитет школы и учителя.

Елбасы в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана, программной статье «Рухани жаңғыру» делает основной акцент на обеспечении мира и общественного согласия, снижение конфликтности в обществе. Не умаляя значения других составляющих, хотелось бы подчеркнуть, что поставленных задач можно достичь путем дальнейшего развития примирительных процедур. До сих пор в сознании населения обращение в суд, в  правоохранительные органы воспринимается как единственный способ разрешения спорных ситуаций, тогда как гражданским процессуальным законом закреплены различные альтернативные способы разрешения споров.С 2011 года в Казахстане законодательно закреплен институт медиации. Согласно законодательству медиация – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. Медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое
сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями закона. Внедрение альтернативных методов разрешения споров занимает особое место среди масштабных задач, поставленных перед судебной властью. Учитывая их значимость, медиация выделена в один из самостоятельных приоритетных проектов Верховного Суда «Примирение: до суда, в суде». В рамках
реализации пилотного проекта судами Актюбинской области проводится широкомасштабная работа по разъяснению положений Закона «О медиации», внедрению альтернативных способов разрешения споров путем открытия центров внесудебного примирения и кабинетов медиации в школах города. В данной статье хотелось бы осветить основные вопросы развития такого направления внесудебного примирения, как школьная медиация, и определить конкретный механизм реализации потенциала данного института. Впервые школьная медиация зародилась в США в начале 1980-х годов. С техпор этот метод в тех или иных формах достаточно широко используется в образовательном пространстве во многих
странах. Поэтому мы должны использовать международный опыт с учетом особенностей нашего менталитета, воспитания, культуры. К сожалению, конфликты между подростками в настоящее время носят более агрессивный характер, о чем свидетельствует массовая драка 40 подростков в Актобе, а также конфликт между учениками школы в Шалкарском районе
Актюбинской области со смертельным исходом. По статистике, в ювенальном суде Актюбинской области в 2017 году рассмотрено 50 уголовных дел в отношении несовершеннолетних, в 2018 году рассмотрено 75 уголовных дел в отношении 135 лиц. Также наблюдается тенденция увеличения административных дел: если  в 2017 году было рассмотрено 311 дел, то в 2018 году – 380. Кроме того, если в 2017 году в специальную организацию образования для детей с девиантным поведением были помещены шесть
несовершеннолетних, то в 2018 году уже десять детей были направлены в спецшколы. Мы уверены, что эта статистика могла бы быть не такой тревожной, если бы школьников с детства обучали управлению конфликтами. Медиация позволяет разрешить конфликт, выявляя его причину, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Это
инструмент в разрешении конфликтов не только между детьми, но и между детьми и взрослыми. В процессе медиации каждый может рассчитывать, что будет выслушан, его постараются понять, может сам предложить альтернативный способ разрешения конфликта. Такое общение в доверительной и уважительной обстановке в кабинете медиации, а
не у директора школы, создает чувство безопасности. В результате конфликт будет разрешен самими участниками мирным путем. Теперь перейдем к вопросу реализации школьной медиации. Предлагаем на основе международного опыта создать в школе службу школьной медиации, которая будет работать со всеми участниками образовательного учреждения и
проводить медиацию между учениками, учениками и родителями, между родителями. Состав службы школьной медиации: психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, учащиеся школы. Школьная служба медиации – это команда взрослых и детей, которая стремится при конфликте снизить административное,карательное воздействие взрослых, реализовать совместную работу взрослых и детей по улучшению
школы как элемента самоуправления, перестроить существующий тип управления. Принципиальным является участие учеников школы в службе медиации, поскольку  подростки говорят друг с другом на одном языке и чаще достигают доверия со сверстниками. Для самих школьников работа в школьной службе медиации – прекрасная возможность для
развития конструктивной коммуникации, которая им пригодится в дальнейшей жизни. Предлагаем школьным психологам стать школьными медиаторами, поскольку психологи – это профессиональные лица, умеющие правильно подойти к тому или иному типу личности, с учетом как сильных, так и слабых сторон найти с ними общий язык и разрешить конфликт.
Законом о медиации предусмотрено, что медиатор может быть как профессиональным (лицо, достигшее 25 лет, с высшим образованием, прошедшее обучение и получившее сертификат), так и непрофессиональным. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов. Для включения в реестр им необходимо представить в местный исполнительный орган медицинские справки из наркологического
и психоневрологического диспансеров, а также справку об отсутствии судимости. То есть мы видим, что требования к непрофессиональному медиатору минимальны. В случае если школьный психолог не достиг 40-летнего возраста, статус непрофессионального медиатора
может получить заместитель директора по воспитательной работе или социальный педагог.
Хотелось бы отметить, что для работы службы школьной медиации не обязательно наличие медиатора (профессионального или непрофессионального). Статус медиатора требуется
лишь в случае заключения медиативного соглашения. К примеру, возник конфликт между учениками с причинением материального ущерба (например, порвался школьный рюкзак).
Стороны договорились, что ущерб возместит родитель одного из учеников в определенный срок. Такое письменное соглашение должно быть заключено с участием медиатора и будет иметь силу сделки. В случае неисполнения соглашения лицо может обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа об исполнении данного медиативного соглашения. В остальных случаях функции медиатора могут осуществлять любые члены службы медиации. В школе необходимо открыть кабинет примирения, который может быть назван по-другому. В последующем можно будет привлекать и профессиональных
медиаторов. В конечном итоге служба снизит нагрузку с администрации школы. Школьная медиация – особый вид медиации и, на наш взгляд, было бы правильным организовать в школах познавательную программу по данной теме, где учащиеся могут быть проинформированы об истории института медиации, основных этапах медиативного процесса. За теоретической частью должна быть практическая, где школьники в игровой
форме могли бы разрешать различные конфликтные ситуации. Мы должны научить детей тому, как управлять конфликтами и как их разрешать, тогда из стен школы выйдет целостная зрелая личность. Хотелось бы отметить, что развитие школьной медиации направлено не
только на разрешение внутришкольных конфликтов, но и является инструментом предупреждения и профилактики правонарушений среди школьников. Считаю, что в связи с этим необходимы действенные меры по внедрению школьной медиации во всех школах республики.
Ж. СУЛТАНОВА,
судья суда № 3 г. Актобе

Комментарий