Бас тақырып | Тема дня

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛЬНЫЙ ГОРОД

В № 65 «Юридической газеты» от 30 августа минувшего года мы рассказывали о творческой республике Ужупис, расположенной в литовском городе Вильнюсе. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей знакомство с Вольным городом Христианией.

Христиания – самоуправляемый квартал Копенгагена, который территориально примыкает к Кристиансхавну – старейшему району датской столицы. Фактически квартал является «государством в государстве», «городом вольных хиппи» и внутри него действуют свои законы, а также имеется собственная государственная символика.

Когда-то на месте современной Христиании находились оборонительные сооружения и армейские казармы. После вывода армии казармы оказались заброшенными, но ненадолго. В 1971 году в Копенгагене на месте бывшей территории военных в опустевших зданиях стихийно возникла коммуна хиппи. По-русски ее принято называть «Вольный город Христиания». Название поселения может вызвать религиозные ассоциации, но это лишь лингвистический каламбур, так как правильнее произносить «Кристиания», поскольку казармы эти назывались в честь короля Кристиана.

Первые месяцы у местных властей факт образования Христиании не вызвал серьезного беспокойства. Когда стало ясно, что возникшая коммуна оказывает серьезное культурное и идеологическое влияние на окружающий ее Копенгаген, было уже поздно. Дальше история Христиании развивалась подобно истории любого государства (при этом Христиания – вовсе не город в городе, как принято считать, а именно государство в государстве, по сути дела – настоящий анклав). Была война за независимость, была гражданская война, был период быстрого роста экономики и культуры, а также период жестокой идеологической борьбы и т.д. Тут сложились свои законы при изначально полном самоуправлении, своя экономика, идеология и мораль. Этот социокультурный эксперимент длится изрядное количество лет, поэтому назвать его провальным уже никак нельзя. Хотя теперь у большинства посещавших Вольный город иностранцев создается впечатление, что власти Дании постепенно усмирили бунтарский дух жителей Христиании, что по сути является первым шагом к полному уничтожению вольницы. Однако полной уверенности в этом ни у кого нет: ни у жителей квартала, ни у остальных датчан, ни, тем более, у представителей городских властей.

 Найти Христианию очень легко. Ориентиром является церковь Христа Спасителя. У нее очень узнаваемый необычный шпиль с извивающейся лестницей. Кстати, в Христианию всего два входа: поскольку раньше это была военная территория, она ограждена по краям земляным валом или стенами. Это, кстати, очень помогало членам коммуны во время борьбы за независимость.

Одно из правил Вольного города – нельзя фотографировать людей без их разрешения и нельзя вообще фотографировать на главной улице Пушер, где свободно торгуют каннабисом. Кроме того, тут не ездят на машинах, не носят оружие и бронежилеты, не любят полицию, но при этом не торгуют наркотиками, вызывающими привыкание. За это наказывают особенно строго, поскольку этот запрет – результат гражданской войны в Христиании, когда победили «хорошие» хиппи, а «плохие» были изгнаны.

В Вольном городе Христиании полное раздолье для детей и собак, впрочем, кошки также пользуются всеобщим уважением и любовью. Злые языки говорят, это потому, что на детей и собак дают пособие и можно не работать, если иметь их вдоволь. Но, скорее всего это – малая часть правды, тем более что жители Христиании исправно платят «окружающему государству» все налоги и оплачивают коммунальные услуги.

Конечно, легальный статус Христиании был долгое время не определен, и власти неоднократно пытались очистить помещения казарм, но безуспешно. Как вспоминают старожилы, в 1984 году банда на мотоциклах приехала в Христианию в надежде захватить пространство и монополизировать торговлю гашишем. Однако, в конце концов, местные жители, используя мирные средства, изгнали байкеров из района.

В 1995 году жители Христиании заключили соглашение с Министерством обороны Дании, владеющим казармами, и с тех пор платят налоги.

Население с упорством, но и с чувством юмора противостоит попыткам правительства ликвидировать Христианию. Например, когда в 2002 году правительство критиковало неприкрытую уличную торговлю гашишем в Христиании, продавцы закамуфлировали свои стенды в военном стиле. В 2004 году стенды были разрушены самими же жителями ради сохранения независимой Христиании. Один из уцелевших стендов был приобретен и выставлен Датским национальным музеем.

В 2000-х годах давление со стороны правительства и попытки ликвидации Вольного города Христиании были усилены. Полиция регулярно проводила «чистки», сопровождаемые арестами. В 2004 году датским правительством был принят закон L205, отвергающий Христианию как коллектив с общей собственностью. Согласно этому закону все жители Христиании являются отдельными индивидуумами и имеют право на частную собственность. Это привело к возможности распродажи христианийской земли как во владение отдельных жителей, так и прочих лиц (предприятий), но вызвало упорные митинги протеста среди жителей.

В феврале 2011 года Верховный суд Дании принял решение по кварталу сквоттеров Христиания, позволяющее всех выселить. Согласно вынесенному приговору они не имеют прав на занимаемую ими территорию, которая принадлежит государству. Полицейские провели там рейд для выявления торговцев наркотиками, население Христиании возмутилось действиями полицейских. Стражей порядка начали забрасывать булыжниками и пустыми бутылками, на улицах быстро возникли баррикады. В ответ полиция применила слезоточивый газ.

15 августа 2011 года BBC сообщила, что Христиания получила от властей полуавтономный статус. Согласно новому закону жители Христиании получили возможность выкупить землю ниже себестоимости, а остальную землю государство сдает в аренду.

Александра КАРЕВ

Комментарий