Бас тақырып | Тема дняБезбен | Территория закона

ОБЕСПЕЧИВАЯ ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ

Как известно, начальный этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием Верховным Советом 28 января 1993 года первой Конституции независимого Казахстана, в основу которой была положена модель парламентской республики, вызвавшая многочисленную полемику и оставившая неразрешенными многие проблемы распределения полномочий и взаимодействия между ветвями власти.

Практическое применение показало, что отдельные вопросы, требующие конституционного закрепления, в ней не были решены либо решены не полностью. Столь противоречивое содержание конституционного регулирования сказалось и на практике его применения: в период с апреля 1990 года по март 1995 года в Казахстане произошло два парламентских кризиса.

Указанные выше и другие причины привели к тому, что 30 августа 1995 года на всенародном республиканском референдуме была принята качественно новая Конституция независимого Казахстана, которая завершила процесс конституционного строительства независимого государства, начатый с принятием Декларации и Конституционного закона. Конституция 1995 года отразила волю народа и закрепила важнейшие начала демократического государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина, исходные положения нового экономического уклада.

В новой Конституции были доведены до логического завершения те предпосылки, которые содержались в Конституции 1993 года, сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Таким образом, можно сказать, что новая Конституция стала представлять собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт не может противоречить Конституции.

Основой конституционно-правового механизма Казахстана является преамбула, а также те разделы и главы Конституции, которые непосредственно характеризуют статус государственной власти. Так, в преамбуле к Конституции сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».

В ст. 3 Основного Закона выражены идеи народовластия и разделения властей. Единственным источником государственной власти является народ. Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Президент республики является символом и гарантом не только единства народа, но и выступает символом и гарантом единства государственной власти.

Верховенство закона и, прежде всего, Конституции создает прочный режим правовой законности, целенаправленной конституционной политики государства, стабильности справедливого правового порядка в обществе.

В соответствии со ст. 1 Конституции РК человек, его права и свободы признаются в качестве высших ценностей. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью.

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Республике Казахстан. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Казахстана, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

С момента принятия действующей Конституции изменения и дополнения в нее вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного Закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что десять депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Затем в 2007 году были внесены более существенные поправки, суть которых заключалась в следующем: переход к пропорциональной избирательной системе, укрепление статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

Законом от 10 марта 2017 года были внесены дополнения к требованиям, предъявляемым к кандидату в Президенты. Появилось требование иметь высшее образование. Также расширены полномочия Правительства и Парламента.

Все конституционные реформы в Республике Казахстан имели целью проведение демократических преобразований в нашей стране.

Таким образом, следует отметить, что только обеспечение верховенства Конституции, соблюдение ее требований всеми государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами является непременным условием нашего дальнейшего развития и успешной конституционной политики.

Последовательная реализация конституционных положений абсолютно необходима для функционирования всех общественных институтов, а следовательно, для нормального существования всего государства.

Вместе с тем следует отметить, что Конституция как Основной Закон нашего государства обладает высшей юридической силой и верховенством на всей территории и поэтому требует особой защиты. Обеспечение верховенства Конституции невозможно без установления специально-правовых гарантий, особых институтов, выполняющих функции разрешения споров между ветвями власти, осуществляющих защиту конституционного строя, прав и свобод граждан. И в качестве такого института выступает Конституционный Совет, играющий важную роль в обеспечении законности.

Конституционный Совет является государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции на всей территории Республики Казахстан. Верховенство же Конституции обусловлено необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов, действующих в стране. Только тогда могут быть достигнуты основные цели Конституции – гарантированы права человека.

В этой роли Конституционный Совет в силу самих конституционных установлений, занимаясь толкованием Основного Закона страны, формирует конституционно-правовую доктрину, разъясняет понимание определенных положений Конституции, обязательное для всех субъектов конституционных правоотношений. Своей деятельностью Совет проводит политику, выраженную в Конституции, оставаясь всегда в границах права.

Таким образом, взвешенная внутренняя и внешняя политика, политическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие казахстанского общества дают возможность строить суверенную экономику и осуществлять необходимые демократические реформы и преобразования, следуя по пути целенаправленной конституционной политики.

Наталья Кресс
Наталья КРЕСС, гл. консультант отдела правового обеспечения и международного сотрудничества Аппарата Конституционного Совета РК

 

Комментарий