Без рубрикиҚұқық | Право

К РАВНОПРАВНОМУ ОБЩЕСТВУ

Послание Президента РК Касым-ЖомартаТокаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» определило целый ряд важнейших политических задач, в том числе и в контексте реализации концепции «Слышащего государства», основная цель которой – обеспечение диалога между Правительством и народом.

В этом ключе справедливо высказывание выдающегося ученого-правоведа Гайрата Сапаргалиева: «Уровень демократизма и гуманизма в обществе определяется не только формальным провозглашением в Конституции прав и свобод, но и созданием таких условий, при которых человек действительно может ими пользоваться. Для этого государственные органы, должностные лица должны добросовестно выполнять свои обязанности, возложенные на них законом».

Сегодня в нашей практике вопросам устранения допущенных судебных ошибок и улучшения качества судебных решений придается большое значение. Об этом в своем Послании четко сказал наш Президент: «Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики».

За годы независимости судебная система нашей республики претерпела существенные изменения. За свою 30-летнюю историю Верховный Суд РК провел и продолжает осуществлять большую научную работу по подготовке законопроектов, анализу судебной практики страны. Созданы и успешно функционируют суды специальной юрисдикции (специализированные), работают институты суда присяжных и медиации. Кроме того, Верховным Судом избран новый курс развития отечественной судебной системы, ориентированный на проектный менеджмент, который успешно внедрен в судах США, Сингапура, Кореи, ОАЭ и Англии. Все реализуемые проекты заложены отдельными пунктами в программной стратегии Верховного Суда РК «Семь камней правосудия». Эта работа будет продолжена и впредь.

В целях реализации реформы судебной системы, направленной на усиление доступа к правосудию и открытости судов для населения, а в целом на укрепление доверия граждан к судебной власти, в судах г. Алматы успешно работают пилотные проекты «Судебный кабинет», «Семейный суд», «Судья-примиритель», «Примирение вне суда», «Ночной суд», «Помощник судьи», «Фронт-офис», «Виртуальный суд» и др. Внедрены современные цифровые технологии: полное оснащение судебных залов системами аудио-видеофиксации, исключающими ведение бумажных протоколов, информационно-аналитическая система «Төрелік».

Как отмечено в Концепции правовой политики на 2010-2020 гг., «на конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Проведенная реформа, таким образом, направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Все эти системные решения, получившие конституционное признание, должны найти дальнейшее воплощение в текущем законодательстве Республики Казахстан».

Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют довольствоваться достигнутым. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени, повышения его конкурентоспособности необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Наряду с положительными сдвигами в судебной системе РК имеются и свои закоренелые проблемы. Очень сказывается на нашей работе нехватка высококвалифицированных профессиональных кадров, в связи с чем во многих судебных инстанциях республики ощущаются проблемы с качественным отправлением правосудия. Надо сказать, что большинство служителей Фемиды все еще перегружены огромным количеством рассматриваемых дел – порой от 15 до 18 в день, соответственно, по 200-300 в месяц.

Считаю, что важной частью модернизации судебной системы также является и компетентность судейского корпуса. Надо отметить, что уже изменен порядок подбора кандидатов на должность судьи через строгий и в то же время прозрачный конкурсный отбор. А созданной недавно Комиссии по качеству правосудия (которую обязан пройти кандидат на вышестоящую должность) будут анализироваться его деловые и нравственные качества. Цель комиссии – повысить качество правосудия путем выявления сильных и слабых сторон судьи, определения сфер его профессионального развития. Сегодня наша главная задача – сделать судебные процессы удобными для всех, а судебные решения – понятными простому человеку и гражданину, а не узкому кругу специалистов.

В этом году Алматинским городским судом проделана большая работа, направленная на повышение качества отправления правосудия и оперативности рассмотрения дел в строгом соответствии с требованиями законов, соблюдением прав и законных интересов участников процесса. Руководством Алматинского городского суда всем судьям рекомендовано тщательно изучать материалы дел, доводы сторон, ведь нередко именно вследствие плохого знания фактических обстоятельств дела судом допускаются ошибки в применении материального закона. Такие факты, равно как и грубые нарушения уголовно-процессуального закона, несомненно, подлежат полному исключению из практики судов. Принято решение на постоянной основе продолжить практику обсуждения в коллегии всех отмен и изменений судебных актов, проведение семинаров, специально посвященных обсуждению наиболее проблемных вопросов судебной практики, по которым допускаются судебные ошибки, особенно в тех случаях, когда они (ошибки) повлекли существенные нарушения прав граждан, в том числе неправильную квалификацию действий осужденных при назначении уголовного наказания.

Проведенный за последние годы анализ показал, что основными причинами допускаемых нарушений являются поверхностное изучение материалов дел, неполное выяснение круга обстоятельств, подлежащих доказыванию, формальное рассмотрение дел, слабое знание норм материального и процессуального права отдельными судьями, допускающими вышеназванные нарушения. Но также следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года состояние оправления правосудия по г. Алматы в кассационной инстанции значительно улучшилось по уголовным делам.

В наших судах успешно функционируют кабинеты медиации, где граждане могут бесплатно проконсультироваться по тем или иным вопросам. Судьи работают в тесном взаимодействии с независимыми медиаторами и психологами. Алматинским городским судом на постоянной основе оказывается поддержка районным и приравненным к ним судам г. Алматы. Служители Фемиды обучаются ораторскому мастерству, для того чтобы доступно и понятно разъяснять сторонам судебного процесса принятые решения и судебные акты. Каждый судебный зал укомплектован системами аудиовидеофиксации, что позволяет точно записывать процесс судебного заседания, а также дисциплинирует его участников.

В своем Послании Глава государства подчеркнул, что «в публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях и их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу. Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес».

Во многих государствах мира административная юстиция уже создана. Это устоявшийся правовой институт, имеющий почти двухвековую историю и различные проявления в современных государствах. Казахстан уже приступил к развитию этого института, что является своего рода индикатором зрелости правовой системы, ее готовности в реальности защищать права и свободы человека. Развитый институт административной юстиции важен и для бизнес-сообщества, поскольку может сыграть неоценимую роль в защите предпринимателей от незаконной деятельности госорганов. А качество отправления правосудия является одним из факторов, который будет оцениваться предпринимателями и иностранными инвесторами при принятии решения работать в нашей стране. Ведь для любого бизнесмена очень важным является защита своих инвестиций.

Говоря о преимуществах развития административной юстиции, доктор права, президент Высшего административного суда Финляндии в отставке Пекка Халлберг отмечал: «Административная юстиция составляет неотъемлемую часть развития верховенства права. Это перемещает акцентирование развития судебной системы от учреждений к гражданам и выносит его на более практический уровень. Это также означает повышение доверия к государственным органам власти и формирование социального капитала, что, согласно исследованиям Всемирного Банка, является самым важным фактором развития и конкурентоспособности общества».

О развитии института административной юстиции в РК говорили видные ученые, представители отечественной интеллигенции. Так, д.ю.н., профессор Каспийского общественного университета Роман Подопригора в своих публикациях отмечал, что казахстанское административное право уже давно нуждается в реформировании: «Пора менять взгляды и подходы, сложившиеся в условиях, когда государство было всегда право и могло без объяснений вмешиваться куда захочет: в экономику, культуру, личную жизнь и т.д. Пора перестать рассматривать административное право как отрасль, обслуживающую только государство при всей важности государственного управления и полицейской деятельности в любом обществе. Пора вернуться к пониманию административного права как отрасли, не только обеспечивающей общественный порядок и общественную безопасность, но и способствующей общему благу и позволяющей простому гражданину защититься от неправомерных действий государственной администрации».

Развитие и совершенствование института административной юстиции в Казахстане, безусловно, является большим достижением на пути укрепления принципов верховенства права и защиты прав человека в стране, идентифицирующей себя демократической, светской, правовой и социальной, высшими ценностями которой являются человек, его жизнь, права и свободы. Без этих основ невозможно выстроить грамотный и культурный диалог между обществом и государством согласно концепции «Слышащего государства».

Как известно, сегодня наше государство идет по пути гуманизации системы права, благодаря чему существенно снижен уровень карательной практики. Но, несмотря на положительную динамику в цифрах и значительное сокращение тюремного населения страны, гуманизация уголовного законодательства развязала руки разного рода преступникам. И в данном аспекте нельзя не согласиться с нашим Президентом, отметившим: «Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству», и в этом аспекте нетрудно понять, что отечественную правовую систему ждут большие и серьезные изменения.

В завершение хотелось бы отметить, что сегодня главной и приоритетной задачей модернизации судебной системы Казахстана является повышение уровня доверия граждан к судам. Конечно, нам довольно трудно конкурировать в этих вопросах с передовыми странами Западной Европы, США и Азиатскими «тиграми» Южной Кореей, Гонконгом, Тайванем и Сингапуром. И тем не менее у нашего молодого государства выстроился свой уникальный путь развития, который не может не вызывать большого любопытства у всего мирового сообщества. Накопленный опыт демократического строительства, а также успешную реализацию конституционных и судебных реформ мы смогли обернуть в наше главное преимущество и общенациональное достояние. Несмотря на это, нам предстоит решить еще множество задач государственной важности, касающихся правовых преобразований. Путь этот очень долгий и непростой, но, как гласит древняя восточная мудрость: «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага».

Мухамеджан ЕРЗАКОВ, судья Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы
Мухамеджан ЕРЗАКОВ, судья Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы

Комментарий