Бас тақырып | Тема дняҚұқық | Право

В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ

Начало мировой истории становления института защиты прав детей было положено неправительственной организацией «Международный союз спасения детей», основанной англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 году организация разработала Декларацию, содержащую основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.

В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей, который сформулировал пять основных принципов защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития как материального, так и духовного; голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования, ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации; ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций. Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены». Документ включал основополагающие принципы защиты прав детей, но вследствие рекомендательного характера данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей. И, наконец, 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международный акт в области защиты прав детей – Конвенцию о правах ребенка, главной целью которой является укрепление правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшение его положения в обществе и семье.

Верховный Совет Республики Казахстан ратифицировал Конвенцию 8 июня 1994 года, тем самым приняв обязательства о выполнении ее положений.

Сегодня в Казахстане сложилась достаточно благоприятная среда для реализации прав детей. Функционирует Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки, который тесно взаимодействует с Детским фондом ООН ЮНИСЕФ, Международным обществом SOS Kinderdorf International, Международной организацией труда (МОТ), Управлением Верховного комиссара по правам человека ООН, Корпоративным фондом «Фонд Евразия Центральной Азии». Государство приняло Национальные программы, в которых также предусмотрено продвижение прав детей, такие как Стратегия «Казахстан-2050», Государственная программа развития здравоохранения на 2016-2019 годы, Концепция социального развития РК до 2030 года. По поручению Елбасы в 2016 году была учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка, основной функцией которого является обеспечение гарантий прав и законных интересов детей, а также содействие восстановлению нарушенных прав и свобод детей во взаимодействии с государственными и общественными институтами.

Конституционный Совет РК также стоит на страже норм, касающихся прав детей. Он определил, что положения п. 1 ст. 27 Конституции закладывают социально-экономические и политико-правовые начала комплексной системы защиты детства как незыблемой конституционной ценности для последующего закрепления и регулирования в отраслевом законодательстве особого правового статуса детей, их прав и свобод, гарантий их реализации.

Конституционный Совет подчеркивает, что права детей относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей республики, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе. В своей совокупности они обеспечивают преемственность поколений, выступают условиями сохранения и развития народа Казахстана, являющегося носителем суверенитета, единственным источником государственной власти.

Ребенок обретает основной комплекс социальных прав с момента рождения. Но в первые годы жизни ребенка его интересы неразрывно связаны с интересами матери, которая является гарантом удовлетворения первоначальных жизненных нужд ребенка и прилагает все усилия, чтобы окружить ребенка необходимой заботой. В этот важный период необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка.

Так, в прошлом году Конституционным Советом было рассмотрено представление Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным п. 5 ст. 47 Кодекса РК от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье». Согласно п. 5 ст. 47 Кодекса, если достоверность отцовства мужчины установлена, мать ребенка вправе в судебном порядке требовать с него соответствующие денежные средства на ее содержание в течение дородового и послеродового периодов. При поступлении таких исков суд уполномочен определять размер денежных средств и периодичность выплат исходя из материального и семейного положения и других интересов сторон.

В Нормативном постановлении КС от 10 апреля 2018 г. № 3 «О проверке конституционности п. 5 ст. 47 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» сказано, что «взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с зачатием ими и рождением ею общего ребенка, является одним из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя по заботе и воспитанию детей. В дородовой и последующий период, в течение которого происходят формирование, появление на свет и развитие младенца, как ребенок, так и его мать, заботящаяся о нем, независимо от ее семейного положения, нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке и регулярное получение средств на содержание может являться одним из основных источников средств к существованию».

Оспариваемая судом правовая норма затрагивает существенные интересы матери и ребенка, так как устанавливает меньший объем содержания для незамужней женщины по сравнению с матерью, состоящей (состоявшей) в браке.

Конституционный Совет посчитал, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период ее беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия или отсутствия между ними брачных взаимоотношений связана с реализацией государством своих обязательств по защите института семьи, основанном на браке, и не противоречит п. 2 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 27 Основного Закона, так как преследует конституционно-значимые ценности и цели по защите брака и семьи.

Вместе с этим Конституционный Совет счел, что конституционно-правовой смысл и потенциал Конституции по защите прав матери и ребенка, а также определение прав и обязанностей отца недостаточно использован в рассматриваемом законе.

Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 прописано, что все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах определено, что особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов и особые меры помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» закрепляет принцип равноправия детей, равную и всестороннюю защиту детей, рожденных как в браке, так и вне его (ст. 4).

Исходя из этого, Конституционный Совет рекомендовал Правительству рассмотреть вопрос об инициировании поправок в Кодекс РК от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» с целью более полного обеспечения прав и свобод матери и ребенка.

В целях реализации правовых позиций Совета Законом РК от 1 апреля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка» упомянутая норма Кодекса изложена в новой редакции, и в ней определены сроки получения матерью от отца ребенка денежных средств на расходы по ее содержанию. Однако принятые меры устранили терминологические неясности, но не привели к увеличению объема (срока) материальной поддержки матери ребенка.

В целях защиты институтов материнства и детства Конституционный Совет указал на необходимость принятия дополнительных законодательных мер и уделения серьезного внимания модернизации единой системы государственного покровительства института брака и семьи, материнства, отцовства и детства, создание которой вытекает из п. 1 ст. 27 Конституции.

Наша Конституция обладает большим потенциалом для создания условий, гарантирующих полноценное физическое, нравственное, духовное и психическое развитие детей, в том числе путем государственной поддержки семьи, материнства и детства, обозначая приоритет семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии. Для дальнейшего обеспечения реализации ее положений очень важно предпринимать соответствующие законодательные меры, направленные на максимальную гармонизацию мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства, а также установление эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей. Дети – наше будущее. Конституционно-правовой статус ребенка должен обеспечивать приоритет интересов детей во всех сферах деятельности государства и жизни общества.

Нигора МАРИПОВА
Нигора МАРИПОВА, главный консультант отдела правового обеспечения и международного сотрудничества Аппарата Конституционного Совета РК

 

 

 

 

Комментарий