Құқық | Право

Не допуская нарушений интересов сторон

Все принимаемые изменения и дополнения в законодательных актах РК так или иначе касаются и исполнительного производства, поскольку в целом судебный исполнитель – одна из важных профессий в юриспруденции, требующая больших трудозатрат, ответственности и мобильности. В связи с проводимыми государственными реформами в судебной системе нашей страны все принимаемые изменения и дополнения в законодательных актах так или иначе касаются и исполнительного производства.

Институт частного исполнения создан в Казахстане в первую очередь для разрешения актуальных проблем, связанных с существовавшей большой нагрузкой на государственного судебного исполнителя. В целом судебный исполнитель – это одна из самых важных, сложных профессий в юриспруденции, требующая больших трудозатрат, большой ответственности и мобильности. Как бы мы не хотели изменить статус судебного исполнителя путем повышения его авторитета, очень много факторов влияют и тормозят весь процесс исполнения, в результате чего появляются обоснованные обращения недовольных сторон исполнительного производства.
Так, часто мы говорим, что исполнительное производство – это неотъемлемая часть любого судебного процесса, и от исполнения решения суда или акта иного государственного органа напрямую зависит авторитет судебной власти. Однако наше общество, к большому сожалению, не воспринимает всерьез положение дел, связанных с исполнительным производством. По нашему мнению, законопослушность граждан, а также выполнение ими своих прямых обязательств, соблюдение норм законов, возможно, приведет к повышению авторитета не только судебной, но и государственной власти. На сегодняшний день в среднем на одного частного судебного исполнителя в Костанайской области приходится от 1,5 до двух тысяч дел, количество частных исполнителей составляет 90. Только исполнительных производств о взыскании алиментов составляет 13 800 судебных актов. Всего на исполнении у частных судебных исполнителей Костанайской области в 2018 году находилось свыше 168 тыс. исполнительных документов на сумму свыше 110 млрд тенге, в связи с имеющейся нагрузкой, соответственно, процент общего исполнения составляет всего 43 процента.
Одним из связывающих звеньев системы исполнительного производства с судебной системой являлось санкционирование действий частных судебных исполнителей. К ним относятся, в частности, принятие судебными исполнителями обеспечительных мер, таких как наложение ареста на денежные средства, движимое и недвижимое имущество должника, включая обращение взыскания на нежилое помещение, движимое имущество, запрет на временный выезд за пределы страны, а также приостановление временного запрета на выезд, действия государственной лицензии и т.д. В целом с 2011 года, с начала внедрения в нашей стране института частного исполнения почти ежегодно вносились изменения и дополнения в законодательство об исполнительном производстве, которые были направлены на улучшение деятельности судебных исполнителей.
Вышеназванные изменения, безусловно, улучшили работу судебного исполнителя. Одной из новелл является автоматизированный учет исполнительных производств, который пользуется успехом в интернет-пространстве. Единый реестр должников опубликован на официальном сайте Министерства юстиции РК. На данном сайте также можно путем набора своего ИИН узнать, сможет человек выехать за пределы страны или нет, кто является судебным исполнителем по его делу, также его контактные данные. Более того, должник может оплатить долг по указанным реквизитам, после чего автоматически он снимается с указанного реестра, а также снимается наложенный временный запрет на выезд из Республики Казахстан. Изучение опыта других стран касательно прогресса в исполнительном
производстве показывает, что институт частного исполнения в Казахстане на правильном пути, имеются возможности внедрения дополнительных ресурсов. К примеру, система исполнительного производства государственных судебных исполнителей Армении связана с системой банков второго уровня, при возбуждении исполнительного производства судебному исполнителю на электронный адрес поступают все сведения о банковских счетах должника, на которые автоматически накладываются аресты, далее судебный исполнитель принимает процессуальное решение. Подобная система имеется в нашей стране в части наложения ареста с санкцией суда на счета должников электронным способом, а также изъятия денежных средств должника путем выставления электронного инкассового распоряжения, однако не по всем банкам второго уровня РК. При существующей банковской тайне, предусмотренной Законом РК «О банках и банковских организациях», сегодня для судебного исполнителя нет льгот. Необходимо отметить, что судебный исполнитель такое же процессуальное лицо, которое может выставить все возможные ограничения в отношении должника по исполнительному производству. В настоящее время решается вопрос о внедрении дополнительного функционала в автоматизированную систему учета исполнительного производства касательно СМС-оповещения, что, возможно, ускорит процесс исполнения. А также у должника появится возможность узнать о наличии возбужденного в отношении него исполнительного производства.
Дело в том, что в действующем Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» нет понятия «добровольное исполнение», однако внесены поправки в части своевременного официального уведомления должника о возбуждении исполнительного производства (п. 4 ч. 1 ст. 37 вышеназванного Закона РК). Так, 23 января этого года официально опубликован Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», который вступил в законную силу 3 февраля. Так, из 18 санкций на действия судебных исполнителей суду остается две – это принудительный привод и запрет на временный выезд, а также приостановление временного выезда должника за пределы страны, исключаются полностью аресты на имущество должников, кроме арестов на денежные средства должника.
Санкционирование арестов банковских счетов и истребование информации из банков второго уровня передаются прокуратуре и вступят в силу по истечении трех месяцев после первого официального опубликования, необходимых для интеграции электронных систем прокуратуры и исполнительного производства (с 24 апреля 2019 года). С 4 февраля этого года в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебные исполнители все аресты на движимое и недвижимое имущество должника накладывают без санкции суда.
Внесены изменения в следующие статьи Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»: ст. 26 дополнена словами «осуществление принудительного привода должника», поправки в ст. 32, новая ст. 35-1 (касательно принудительного привода должника), п. 8 ст. 55, ст.ст. 58, 62 и п.п. 3 и 4 ст. 68. Все указанные изменения касаются санкционирования действий судебных исполнителей, слово суд заменено на слово прокурор. Сегодня мы тщательно изучили все указанные изменения и дополнения в законодательство об исполнительном производстве, а также ряд других поправок в нормативные акты Республики Казахстан касательно вопросов исполнительного производства, и будем четко следовать их редакции, не допуская нарушений, а также ущемления прав и законных интересов сторон исполнительного производства. В свою очередь, хочется надеяться, что наше общество минимизирует нарушения законности и будет решать вопросы мирным путем без привлечения судебных исполнителей. Каждый нарушитель должен трезво понимать, что вызов частного судебного исполнителя по вопросам исполнения судебного акта для него дополнительная затрата драгоценного времени и средств.
Несибели БАСЕНОВА,
руководитель
Региональной палаты
частных судебных исполнителей
Костанайской области

 

Комментарий

Бөлісу | Поделится