Экономика

Что волнует малый и средний бизнес

Весь мир борется с возникновением монополий.

Директор Республиканского Центра Помощи Предпринимателям Дмитрий Казанцев обратился Президенту Казахстана и НПП “Атамекен” с предложениями по поддержке малого и среднего бизнеса, передает Zakon.kz.

По его словам, на данный момент накопилось много вопросов, которые волнуют малый и средний бизнес.

В связи с этим, Республиканский центр помощи предпринимателям, принимая во внимание все обращения, выделил основные моменты, требующие доработки.

Услуги оператора фискальных данных

Все предприниматели Казахстана до 1 января 2020 года обязаны перейти на онлайн кассовые аппараты. Используя такие аппараты, предприниматели оплачивают 1500 тенге ежемесячно оператору фискальных данных.

Непонятно, почему бизнес должен за это платить? Ведь передача данных с контрольно-кассовых машин (ККМ) в налоговый комитет помогает борьбе с теневой экономикой и значительно упрощает процедуру администрирования бизнеса. Это нужно государству! Так почему за это должен платить бизнес? Просим, чтобы государство самостоятельно оплачивало операторам фискальных данных за хранение и передачу данных.

Проверка акцизных марок

Предприниматели, занимающиеся розничной реализацией алкогольной продукции обязаны проверять акцизные марки (сканировать их через специальные программы). Раньше такая программа была одна, и по сути ее авторы монопольно собирали с предпринимателей деньги за ее использование по 8000 тенге в год. После нашего обращения, комитет государственных доходов все таки открыл API по проверке акцизных марок, после чего другие разработчики тоже смогли предложить аналогичные программы, что позволило сразу снизить цену данной услуги в 2 раза.

Теперь вопрос в другом, почему предприниматели вообще должны это делать? Ведь те, кто занимается розничной реализацией алкоголя, покупают его официально по сопроводительным накладным у оптовых реализаторов, то есть, как кажется мне и предпринимателям, эта ответственность должна лежать именно на оптовых поставщиках. А не на тех, кто продает алкоголь в розницу. Поэтому просим пересмотреть данную норму и переложить ответственность с малого бизнеса на крупный, исключив ежемесячные и ежегодные сборы за использование программного обеспечения.

Центр Учета Ставок

Весь мир борется с возникновением монополий в той или иной сфере деятельности, ведь от нее страдают конечные потребители. Рассмотрим пример с созданием Центра Учета Ставок (ЦУС). Сейчас поднят вопрос о создании единого ЦУС, который сможет диктовать свои условия. Хотя сейчас букмекеры используют ряд проверенных аппаратно-программных комплексов, которые собирают нужную информацию и передают через компании, оказывающих услуги по фискализации, в налоговые органы. Теперь вопрос- кому выгодна монополия на этом рынке путем создания единого ЦУС?

Мнения министерств разделились – одни говорят, что нельзя это делать, а другие наоборот настаивают на обратном. При чем еще и говорится, что данные, передаваемые в ЦУС, будут защищены (хотя мы помним историю, когда данные ЦИК более 11 млн казахстанцев ушли в открытый доступ).

При этом, по мнению некоторых министерств, данная информация будут передаваться IT компаниям для анализа. Разве это нормально? Во всем мире борются с этим и штрафуют компании, а у нас наоборот хотят раздавать (продавать) данные.

Зачем нужен ЦУС, когда есть программные комплексы, которые уже работают ни один год? Ответ очевиден – лоббирование интересов определенной компании-разработчика.

Как это ложится в политику “Желтых страниц” (Yellow Pages) которую пропагандирует государство и НПП “Атамекен”?

Почему никто не обращает внимание на Предпринимательский Кодекс, который гласит, что “Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются”?

На каком основании игнорируется Указ Президента №51 от 03.07.2019 г., который был принят в целях сокращения участия государства в предпринимательской деятельности и создания условий для развития частного сектора?

Почему, по странным для нас причинам, ЦУС до сих пор не получил анализ регуляторного воздействия?

Про лоббирование думаю можно говорить много, но приведу еще один хороший пример (хоть он и не относится к бизнесу, но люди мне часто пишут о нем в последнее время) – это электронный дневник школьника “Кунделик”.

Наш Елбасы задал хороший тренд по цифровизации Казахстана и, безусловно, это очень хорошо сказывается на казахстанцах (пример тому — отмена адресных справок и многих других бумажных документов), но почему то наши чиновники умеют все испортить. Отменили дневники, теперь все электронно: оценки, домашнее задание…Но вот почему теперь родители должны за это платить? Если ты родитель и хочешь знать об успеваемости своего ребенка, то будь добр оплати частной компании за доступ к этому электронному дневнику. И опять же выбора нет, сервис “Кунделик” единственный.

Легализация самозанятых таксистов

Ну и последний вопрос, который я хочу затронуть в этом обращении – это вопрос легализации наших самозанятых лиц, а именно таксистов. Я уже задавал вопрос: зачем им открывать ИП и устанавливать кассовые аппараты? Ведь для них есть шикарная альтернатива — единый совокупный платеж (ЕСП). Но, к сожалению, они не могут им пользоваться, так как в законе о перевозках есть пункт, который гласит, что частным извозом могут заниматься только ИП и ТОО. То есть в закон надо добавить только один пункт, чтобы плательщики ЕСП также смогли заниматься частным извозом. И сразу же решится проблема десятков тысяч таксистов. Мы об этом говорим год, чтобы внести всего одно предложение и помочь узакониться тем, кто хочет легально работать, но не готов покупать кассовые аппараты.

В преддверии конца года вносится много изменений, касающихся бизнеса. Я очень хочу, чтобы все чиновники, кто за это отвечает, услышали меня и услышали бизнесменов. Ведь мы вас выбираем для того, чтобы вы защищали наши интересы, а не делали нам хуже.

Loading video

 

Комментарий