Құқық | Право

Консолидировать ресурсы и возможности

Консолидации ресурсов государственных и местных исполнительных органов РК в сфере нейтрализации новых вызовов от угроз терроризма способствует утвержденная в марте 2018 года Госпрограмма по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018 2022 годы, в которой учтен опыт зарубежных стран, а также мнение экспертов и общественности. В Казахстане последовательно совершенствуется общегосударственная система противодействия терроризму. Распоряжением Президента страны создан Антитеррористический центр, выработаны меры, направленные на дальнейшее укрепление межведомственного взаимодействия и в целом общегосударственной системы противодействия терроризму и религиозному экстремизму. Разработана и действует необходимая законодательная база.

Как известно, сегодня ни одна страна в мире не застрахована от возможных террористических атак. Непрекращающиеся акты терроризма в разных странах мира и с различной степенью жестокости, человеческими жертвами, указывает на необходимость принятия скоординированных мер по обеспечению глобальной, региональной и национальной безопасности вне зависимости от расовой принадлежности и государственного устройства. Идеологами международных террористических организаций используются возможности Интернета не только для продвижения радикальной идеологии и вербовки новых сторонников, а также для организации информационного противодействия официальным СМИ и расширения так называемого виртуального халифата. Одновременно нельзя исключать возможности создания «ДАИШ» и «Аль-Каидой» объединенной террористической сети, которая будет обладать боевиками, имеющими опыт ведения партизанской войны, «спящими» ячейками во многих странах мира, а также реальными технологиями производства оружия, в т.ч. химического.
В связи с этим Республика Казахстан поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов. На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. В национальный список террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена, включено 22 такие зарубежные структуры. Законом предусмотрено усиление наказания за экстремизм и терроризм, в т.ч. за участие в международных террористических организациях и вооруженных конфликтах за рубежом. Введены нормы, исключающие возможность свободного завладения террористами и экстремистами оружием и взрывчатыми веществами. Закреплены меры по недопущению бесконтрольного проникновения и перемещения по стране лиц, причастных к террористической деятельности. Консолидации ресурсов и возможностей государственных и местных исполнительных органов Казахстана в сфере нейтрализации новых вызовов и рисков от угроз терроризма способствует утвержденная в марте 2018 года Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы. При этом учтен опыт и итоги реализации предыдущей госпрограммы, современные подходы зарубежных стран, положительные наработки госорганов, а также мнение экспертов и общественности. Снижение численности радикалов будет осуществляться реализацией двух задач:
– совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям;
– снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Казахстана. В Казахстане постепенно вырабатывалась и совершенствуется система мер обеспечения безопасности общества и государства от террористических угроз, что позволило накопить определенный опыт в выявлении и пресечении деятельности террористических организаций. Важно отметить, что за последние годы много сделано по совершенствованию правовых основ международного взаимодействия в области борьбы с терроризмом в рамках ООН, ЕС, ШОС, СНГ, ОДКБ. При этом Казахстан ратифицировал 15 универсальных правовых инструментов ООН по борьбе терроризмом и проводит внутригосударственные процедуры по присоединению еще к четырем. Казахстан участвует в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, в которой все страны мира согласовали общие подходы в борьбе с терроризмом, а также выступает за дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов и принятие Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом. Анализ современных вызовов и угроз отчетливо свидетельствует, что террористическая опасность сохраняется, а на южных границах СНГ она даже усиливается. Активные контртеррористические мероприятия в Сирии, Ираке и Афганистане пока не привели к полной ликвидации инфраструктуры и боевого потенциала террористических организаций. Изменив тактику, международные террористические организации приступили к созданию новых опорных баз в других государствах и регионах. В связи с этим серьезную опасность представляют боевики, прошедшие идеологическую обработку и диверсионную подготовку в зонах вооруженных конфликтов и возвращающиеся в свои страны. Этот кадровый ресурс международного терроризма должен оперативно выявляться и своевременно обезвреживаться.
Глобальный характер террористических угроз обуславливает дальнейшие приоритеты в развитии международного сотрудничества. В современных условиях Казахстан заинтересован в укреплении взаимодействия с Европейским союзом по многим направлениям. Актуальным является необходимость дальнейшей мобилизации сил на борьбу с терроризмом всего международного сообщества. Воинствующий (насильственный) экстремизм стал одной из самых серьезных угроз миру и безопасности, способствуя росту международного терроризма. В связи с этим в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым был выдвинут ряд инициатив по борьбе с терроризмом, реализация которых будет способствовать искоренению этой угрозы нашего времени (признать терроризм как глобальную угрозу; создать Глобальную коалицию под эгидой ООН; создать Единый перечень террористических организаций и т.д.). В контексте реализации инициатив Главы государства в настоящее время ведется работа по выработке Астанинского кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма, который мог бы стать добровольной формой демонстрации намерений придерживаться общих принципов противодействия терроризму. 18 января 2018 года в штаб-квартире ООН в рамках председательства нашей страны в Совете Безопасности ООН прошло специальное мероприятие высокого уровня, посвященное презентации проекта кодекса поведения. Следует отметить, что основными целями этого документа является создание широкой международной коалиции стран-партнеров по контртерроризму и достижению к столетию ООН в 2045 году мира, свободного от терроризма. Основополагающим документом, регламентирующим сотрудничество Европейского союза и Республики Казахстан,
является ратифицированное Казахстаном в марте 2016 года «Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Евросоюзом и его государствами-членами, с другой стороны. В соответствии со ст. 13 данного Соглашения, одним из направлений взаимодействия является противодействие
терроризму. Пока еще не всеми государствами, входящими в Евросоюз, завершены
внутригосударственные процедуры ратификации Соглашения (на сегодня из 28 государств – членов ЕС Соглашение не ратифицировали Италия, Нидерланды, Кипр). Завершение процесса ратификации Соглашения всеми странами Евросоюза позволит закрепить международные нормы по сотрудничеству в сфере противодействия терроризму. В контексте роста международного терроризма, в т.ч. в европейских государствах, исходящего от иностранных боевиков-террористов, выражаем заинтересованность в получении любой информации в отношении граждан Казахстана, переместившихся из Сирии и Ирака в Европу или использующих территорию европейских государств для транзита в целях дальнейшего возвращения на родину. Например, 6 января этого года в результате спецоперации, осуществленной казахстанскими спецслужбами и Министерством иностранных дел страны, 47 граждан Казахстана, в т.ч. 30 детей, были эвакуированы из Сирии, эта работа будет продолжена. Имеется заинтересованность в обмене опытом с государствами – членами Евросоюза по предупреждению всех форм терроризма, в том числе по противодействию финансированию и выявлению террористических угроз в киберпространстве, а также защите объектов, уязвимых в террористическом отношении. Полагаю, что важно обратить внимание на вопросы нейтрализации террористических угроз в регионе Центральной Азии в контексте «афганского фактора». Приобретает остроту угроза, связанная с усилением крупнейших международных террористических организаций на севере Афганистана за счет притока
боевиков из Сирии и Ирака и переносом террористической активности в Центрально-Азиатский регион. В связи с этим Казахстан продолжает оказывать техническую и гуманитарную помощь Афганистану, направленную на стабилизацию ситуации в этой стране. Убежден, что альтернативы мирному решению афганской проблемы, в том числе путем регионального сотрудничества и интеграции, не существует.
Казахстанская сторона придает важное значение сотрудничеству с международным сообществом в вопросах борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В нашей стране проводится последовательная государственная антинаркотическая политика, в основе которой лежат Стратегия долгосрочного развития «Казахстан-2050», целый ряд государственных программ и широкое международное сотрудничество. Особую озабоченность вызывает наличие взаимосвязи между незаконным оборотом наркотиков и другими криминальными явлениями современного мира, такими как отмывание денег, контрабанда и транснациональная организованная преступность. Казахстан интегрирован в международную систему контроля над наркотиками. Парламентом страны ратифицированы все три Конвенции ООН в сфере контроля над наркотиками (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года).
Благодаря этому на законодательном уровне удалось добиться необходимой взвешенности, сбалансированности и согласованности всех осуществляемых в стране антинаркотических мер. Внутренняя антинаркотическая политика базируется на повышении эффективности профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, борьбы с наркобизнесом, укреплении межведомственного взаимодействия с активным вовлечением общественных институтов. В результате достигнут важнейший показатель эффективности принимаемых мер – не только стабилизация, но и сокращение количества наркозависимых граждан Казахстана. За последние пять лет их количество снизилось на 33 процента (с 40 858 чел. до 27 269 чел.), или на 13,5 тысячи человек. Такая позитивная динамика отмечена по всем категориям и, что самое важное, среди несовершеннолетних на 92 процента (с
2069 до 1163). Сегодня мы можем сказать, что постоянно ощущаем содействие европейского сообщества в этой сфере. Под эгидой Европейского союза реализуется Программа по сокращению распространения наркотиков в Центральной Азии (CADAP/КАДАП), направленная на решение проблемы спроса и предложений наркотиков, снижение наркопотребления, вреда, связанного с наркоманией (например, ВИЧ-инфекции), расходов национальной системы здравоохранения. Целью КАДАП является укрепление потенциала пяти стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан) в борьбе с наркотиками. В 2018 году в рамках программы КАДАП представители правоохранительных органов Казахстана принимали участие в ряде важных мероприятий и диалогах высокого уровня Европейский союз – Центральная Азия, в т.ч. по борьбе с наркотиками. В настоящее время осуществляется реализация шестой фазы программы. Особое значение для нас представляет проект «Центрально-Азиатский региональный информационный координационный центр» (ЦАРИКЦ) со штаб- квартирой в г. Алматы. Центр вносит важный вклад в усиление контроля над производством, потреблением
и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Центральной Азии. (С начала деятельности ЦАРИКЦ с 2007 года при его координирующей роли было проведено 28 международных операций, изъято свыше 6,5 тонны наркотиков
афганского происхождения и задержано 58 членов транснациональных наркогруппировок). Рассчитываем на оказание полномасштабного содействия ЦАРИКЦ со стороны европейских партнеров. Важным является устойчивое и достаточное финансирование проекта, оказываемое донорами. Казахстан, со своей стороны, продолжит оказывать всемерную поддержку ЦАРИКЦ в его важной деятельности по борьбе с транснациональной наркопреступностью. Еще более продуктивная деятельность осуществляется Координационным советом руководителей антинаркотических подразделений по борьбе с наркобизнесом государств – членов ОДКБ СНГ (КСОПН), по изъятию грузовых партий наркотических веществ, исходящих с территории Афганистана. С 2003 по 2017 год проведено 24 активных этапа операции «Канал», в ходе которых из незаконного оборота было изъято около 335 тонн наркотиков, в т.ч. 16 тонн героина. С учетом разнообразия международных инструментов, площадок, а также комплексности наркопроблем, затрагивающих полицейские, правовые, медицинские и социальные аспекты, представляется целесообразным создать межведомственную рабочую группу по повышению эффективности инструментов международного сотрудничествам при решении задачи афганского наркопроизводства. Борьба против экстремизма и терроризма, незаконного оборота наркотиков сложна и специфична, для их преодоления требуется принятие системных усилий многих государств. Здесь необходимы тончайшие аналитические средства, разработка эффективных методов идеологического противостояния, эффективное использование имеющихся сил и средств, которые могут дать положительные результаты в борьбе с этим злом, а также сплочение общества на основе значимых национальных и общечеловеческих ценностей.
В. ОЛЕЙНИК,
Депутат Мажилиса
Парламента РК

 

Комментарий