Құқық | Право

Акцент – на судебной власти

На VII Съезде судей Президент РК Н. Назарбаев отметил, что конечная цель судебной реформы – это независимая и неподкупная судебная власть, где главным является честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия.

За последние три года Главой государства были поставлены значительные задачи по масштабному реформированию и модернизации судебной системы, в том числе по обеспечению высокого уровня доверия к судам, снижению нагрузки и сокращению излишних судебных процедур. Во исполнение данных поручений Верховным Судом с прошлого года принимаются максимальные меры, задействованы представители государственных, правоохранительных органов, юридического сообщества. Первые результаты данной работы требовали реформы законодательства. Поэтому новый закон об оптимизации судебной нагрузки, подписанный Президентом 21 января 2019 года, является своевременным и
необходимым этапом на пути реформирования судебной системы.
Так, Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» вносит существенные изменения в отдельные законодательные акты, что влечет снижение аномальной нагрузки на суды.
Например, судами Алматинской области за 2017 год всего рассмотрено уголовных, гражданских и административных 99 432 дела, из них только гражданских дел – 76 681. Вместе с тем с учетом обновления налогового законодательства и развития досудебной медиации нагрузка в судах Алматинской области в 2018 году снизилась на 20
000 дел. С принятием закона ожидается снижение нагрузки еще на 70 процентов, в результате чего судьи будут более тщательно рассматривать дела и выносить справедливые судебные акты. Большинство поправок сосредоточено на вопросах оптимизации судебной нагрузки путем рассмотрения бесспорных дел и материалов альтернативными способами. В этом направлении ожидается развитие института исполнительной надписи путем передачи в подведомственность нотариусов девяти бесспорных требований из 18 приказного производства, в том числе по взысканию коммунальных платежей и задолженности по договорам, а также заработной платы. Кроме того, десять категорий упрощенного производства перешли в приказное производство. Данное нововведение исключает обращения в суд и, соответственно, судебных издержек и потери времени. Особое внимание уделено усилению защиты права собственности. Из года в год расширяются населенные пункты, прокладываются новые автодороги. Однако есть обратная сторона, которая на
протяжении нескольких лет порождает вопросы по изъятию земельных участков для государственных нужд у собственников. Так, земельным законодательством четко отрегулирован порядок принудительного отчуждения, при наличии исключительности изъятия, что в принципе собственниками не оспаривалось. Однако порядок выплаты компенсации за изымаемые участки, предусмотренный Законом РК «О государственном имуществе», порождал споры при каждом втором случае, в результате чего суды были
завалены исками по данной категории споров, при этом отсутствовала единообразная практика. К примеру, стоимость земельного участка, приобретенного в начале 2000 годов за незначительную цену и изымаемого в 2018 году, согласно предыдущей норме законодательства компенсировалась, исходя из цены, указанной в гражданско-правовой сделке, либо по кадастровой стоимости. Но учитывая рыночную стоимость в несколько миллионов, несогласие собственника является уместным. И таких споров было несколько тысяч.Теперь согласно принятому закону земельные участки для государственных нужд будут подвергаться изъятию только по рыночной стоимости, несмотря на период и основания возникновения права собственности. Тем самым установлен единый порядок. Блок поправок по договорам банковских займов направлен на разрешение острых вопросов, касающихся большинства населения. Экономический рост, влекущий повышение уровня жизни, начиная от получения мелких кредитов до ипотечных жилищных займов, легко вовлекает в финансовую орбиту заемщиков.
Так, во-первых, установлен запрет на взимание двойных комиссий, связанных с обслуживанием и выдачей займа при открытии банковского счета. Данному виду банковской операции многие заемщики не придавали значения, тогда как существовало 11 видов комиссии, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения, которая не должна превышать 56 процентов годовых. Более того, банкам теперь запрещено взимать вознаграждения, начисленные по истечении 180 дней просрочки по ипотечным займам. Преимущество данной поправки заключается в защите заемщика от искусственного
увеличения его долга. Более детально определены взаимоотношения кредиторов с заемщиками при реализации заложенного недвижимого имущества в части срока в три
месяца и права самостоятельно продать свое имущество по выгодной цене. Например, если стоимость заложенного имущества в банке в виде квартиры составляет четыре миллиона тенге, а рыночная стоимость – семь миллионов, заемщик сможет свободно покрыть свой
основной долг перед банком. Таким образом, снижается уровень споров, порождающих негативные последствия для заемщиков.
На сегодняшний день в стране актуально развитие малого и среднего бизнеса. В целях правового регулирования взаимоотношений в данной сфере законом о государственных закупках регламентирована обязанность заказчика обратиться в установленный срок с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств последним. Но в судебной практике встречались случаи, когда при незначительных нарушениях условий договора поставщиком,
в том числе при полном выполнении работ, с нарушением срока в несколько дней, выплате неустойки и отсутствии негативных последствий, фактически не имелся спор, и подача иска мотивировалась лишь нормой закона. В целях повышения устойчивости договорных отношений и содействия в привлечении инвестиций внесены поправки по рассмотрению споров в арбитраже. Если ранее казахстанское законодательство обязывало при рассмотрении споров в арбитраже с участием государственных органов либо субъектов квазигоссектора применять исключительно законодательство республики, то теперь предоставляется возможность применения иностранного права. Эти изменения направлены на создание условий для инвестиционной привлекательности страны. Помимо этого, законом уточняется безотзывный характер согласия уполномоченного государственного органа соответствующей отрасли на заключение арбитражного соглашения, стороной которого является субъект квазигосударственного сектора.
В закон были внесены поправки по защите наследственных прав граждан, о порядке, сроке и процедуре вскрытия секретного завещания, уточнен круг лиц, имеющих право на получение
свидетельства о смерти, кроме того, об обязательном нотариальном удостоверении согласия лица на совершение сделок, для которых законодательством установлено обязательное нотариальное удостоверение.
Ориентируясь на социальную защиту населения, введен запрет на обращение взыскания с алиментных средств и других социальных выплат, а также ограничено изъятие денег со счетов заемщиков, испытывающих финансовые трудности.
Расширение диапазона полномочий частных судебных исполнителей в ходе исполнительного производства, в свою очередь, увеличило перечень его действий, санкционируемых судом, тем самым создавая внушительную нагрузку на судей. Теперь из 18 санкций на действия судебных исполнителей суду останутся только две – привод и запрет на выезд за пределы страны, но и их число будет сокращено за счет сужения оснований для привода и повышения порога для ограничения на выезд. Помимо этого, исключается санкционирование арестов имущества должника. Санкционирование арестов банковских счетов и истребование информации, составляющей банковскую тайну, после вступления в законную силу передается прокуратуре. Хотелось бы отметить, что вопросы имущественного права не ограничиваются сферой гражданского законодательства. Так, с 2016 года в Уголовном кодексе регламентирована конфискация имущества, которое добыто преступным
путем. Однако на практике дополнительное наказание в виде конфискации назначалось и при отсутствии доказательств преступного происхождения. В связи с этим законодательно повышены «стандарты доказывания» органами уголовного преследования, в том числе
обязанность устанавливать факт преступного происхождения имущества на досудебной и судебной стадии процесса. Усиление защиты прав собственности обеспечено путем внесения изменений в некоторые статьи Уголовного кодекса и направлено на профилактику краж и мошенничества. К примеру, кража чужого имущества относится к преступлению средней тяжести, в связи с чем следственные суды не давали санкции на арест, при этом неоднократность не влияла на степень тяжести. В результате преступник мог совершать не один десяток краж и оставаться на свободе.
Внесенными поправками этот вопрос исчерпан путем ужесточения степени
тяжести преступления. Вместе с тем закон вносит ряд изменений по гуманизации экономических преступлений, к примеру, в рамках ст. 245 Уголовного кодекса повышается
порог крупного ущерба до 50 000 МРП, а для привлечения к уголовной ответственности по особо крупному ущербу – до 75 000 МРП. Несмотря на существенное изменение рыночных отношений с 2000 года, порог ущерба для привлечения к уголовной ответственности по факту невозвращения денег из-за границы (ст. 235 УК) только теперь скорректирован
нынешним законом с 15 000 МРП до 45 000 МРП. Кроме того, законом исключается запрет освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно возместивших налоговую задолженность, независимо от повторности. Гуманизации подверглись также статьи, предусматривающие ответственность за неуплату налогов. Должники не будут привлечены к ответственности, если данное преступление ими совершено впервые.
Претерпели изменения нормы налогового законодательства в размерах санкций. Например, санкция за выписку фиктивного счета-фактуры увеличивается для субъектов малого предпринимательства с 35 до 100 процентов, субъектов среднего предпринимательства – со
120 до 200 процентов, субъектов крупного предпринимательства – с 200 до 300 процентов от суммы налога, включенной в счет-фактуру. За сокрытие объектов налогообложения и иного имущества санкция увеличивается. Наказание в виде выдворения за пределы РК ранее являлось лишь дополнительным видом, но теперь может быть применено в качестве основного наказания к лицам, совершившим уголовные проступки.
Пробационный контроль за условно осужденными иностранцами и лицами без гражданства, которым выдворение назначено в качестве дополнительного наказания, теперь не устанавливается, и лицо подлежит выдворению с момента вступления приговора в законную силу при условном осуждении либо с момента условно-досрочного освобождения. Данной поправкой исчерпан ряд вопросов, связанных с регистрацией, выбором места проживания, трудоустройством и проверками в период пробационного контроля за иностранцами и лицами без гражданства, не имеющими места жительства и работы в Казахстане.
В целом Законом внесены поправки в 42 законодательных акта, в том числе 11 кодексов, направленные на усиление защиты прав собственности, развитие арбитража, оптимизацию судебной нагрузки и гуманизацию наказания за экономические преступления, что повышает
эффективность защиты конституционных прав граждан и снижает карательный характер уголовного законодательства. К примеру, в судах Алматинской области уже за два месяца текущего года усматривается снижение нагрузки по рассмотрению дел в упрощенном порядке в два раза. Если в 2018 году поступило 1396 дел, за аналогичный период 2019 года эта цифра составила 567 дел. Анализируя практику рассмотрения приказного производства за последние три года, хочу подчеркнуть существенное уменьшение дел данной категории: в
2017 году судами области рассмотрено 34 258 дел, в 2018 году данная цифра снизилась в четыре раза, при этом с начала года количество дел снизилось на 75 процентов. Динамика указанных сведений явно свидетельствует о прогрессивном диапазоне действия нового закона. Резюмируя, хотелось бы отметить, данный закон направлен на реализацию Посланий народу Казахстана от 31 января 2017 года и от 5 октября 2018 года, в которых Елбасы делает акцент на судебной власти как на главное звено реформы, без модернизации которой все остальные меры могут не сработать.
Для достижения безупречной модели судебной системы необходима защита прав участников гражданского оборота эффективными и современными методами, а также качественное и оперативное исполнение документов и упрощение механизма, восстановление нарушенных
прав юридических и физических лиц. Принятые новеллы данного закона нацелены на реализацию этих критериев. Наш Президент как автор идеи обновления страны за годы независимости принимает конкретные меры для роста благосостояния и улучшения качества
жизни каждого казахстанца, поэтому реформирование судебной власти не исключение. Так, очередной ориентир в виде оптимизации судебной нагрузки нацелен на защищенность прав граждан и станет еще одной гарантией соблюдения прав, закрепленных в Конституции.
Мейрамбек ТАЙМЕРДЕНОВ,
председатель
Алматинского областного суда

Комментарий