Бас тақырып | Тема дняЕлең еткізер | АктуальноҚоғам | Общество

Статус педагога – статус нации

По поручению Президента Н. Назарбаева, особое внимание уделяющего сфере образования, разрабатывается закон «О статусе педагога». О том, с какими ожиданиями учителя связывают принятие нового законодательного акта, шла речь в ходе «круглого стола», организованного Казахстанским отраслевым профсоюзом работников образования и науки. В своем Послании народу Казахстана Президент Н. Назарбаев в октябре прошлого года особое внимание уделил сфере образования. По его поручению для стимулирования учителей и работников дошкольных организаций разрабатывается закон «О статусе педагога». Однако педагоги страны обеспокоены тем, что многие социальные гарантии и льготы могут так и не реализоваться на соответствующем уровне.

О том, с какими ожиданиями учителя связывают принятие нового законодательного акта, речь шла в ходе «круглого стола», организованного Казахстанским отраслевым профсоюзом
работников образования и науки. В работе заседания приняли участие депутаты Парламента, представители Министерства образования и науки РК, руководители членских организаций профсоюза отрасли, представители Федерации профсоюзов РК, а также педагоги, ученые и руководители национальных вузов. Как сообщалось, работа над концепцией законопроекта продолжается с прошлого года. Над документом работали более 60 человек, представляющих все сферы образования. В ходе публичного обсуждения поступило свыше 40 тыс. предложений. После длительного изучения аналогичных законов Китая, Финляндии, Кыргызстана, Узбекистана и других стран в его основу был заложен
модельный закон СНГ. В настоящее время документ прошел процесс согласования с государственными органами.
Между тем эксперты отмечают, что некоторые важные нормы законопроекта не нашли своей должной поддержки. Исполнительный директор международного научного центра «Астана»
Серик Ирсалиев поделился результатами исследования проблем в сфере образования. Он, в частности, провел сравнительный анализ международного и казахстанского опыта, привел конкретные данные по средней заработной плате и выполнении социальных гарантий
педагогов разных стран. По словам эксперта, большую озабоченность вызывает отсутствие привлекательности педагогической профессии среди казахстанской молодежи – только
5,4 процента 15-летних казахстанских детей планируют выбрать профессию учителя.
– В Казахстане есть высокое политическое понимание необходимости повышения статуса и престижа педагогической профессии. По поручению Главы государства зарплата учителя была увеличена на 29 процентов с января 2016 года, однако ее уровень по-прежнему значительно отстает от средней по экономике. В январе 2018 года зарплата
повышена для учителей первых, вторых, пятых и седьмых классов, которые перешли на обновленное содержание, – констатировал С. Ирсалиев. По его данным, несмотря на большое количество выпускников педагогических вузов, в школах сохраняется потребность
в учительских кадрах – 4952 человека. О низкой привлекательности профессии среди молодежи говорит и средний возраст казахстанского учителя – 41 год. К тому же 80 процентов учителей составляют представительницы женского пола.
– Молодые педагоги рассматривают свою профессию в качестве краткосрочной карьеры. В ближайшие пять лет из профессии хотят уйти 55 процентов студентов педагогических специальностей и 25 процентов молодых учителей, – сообщил С. Ирсалиев. Говоря о причинах, он прежде всего отметил, что большая часть учителей недовольна оплатой своего труда. – Средняя зарплата – 114 445 тенге в месяц. Стартовая зарплата будущего педагога 94,6 тыс. тенге является низшей по стране, превышая лишь размер зарплаты будущих ветеринаров, – подчеркнул спикер. Главной причиной ухода учителей из профессии он назвал высокую загруженность административной работой, включая дежурство в школе, обход микрорайонов, участие в мероприятиях для заполнения залов, расписание в
угоду более опытным учителям и т.д. Кроме этого, по мнению большинства педагогов, профессия учителя воспринимается обществом как профессия с низким статусом.
Перечислив ряд проблемных вопросов, С. Ирсалиев выдвинул ряд предложений по улучшению текущей ситуации. Он акцентировал внимание на необходимость повышения заработной платы учителя с переходом от ставочной к окладной оплате труда педагогов.
Повысить привлекательность профессии учителя, по его словам, могло бы предоставление арендного жилья, общежития с дальнейшей возможностью его приобретения по льготным условиям. Мотивировать учителей предложено путем предоставления ваучеров для
самостоятельного выбора прохождения программ профессионального развития
на основе их индивидуальных и профессиональных потребностей, а также обеспечения возможности более раннего выхода на пенсию.
Зам. председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки Айгуль Мукашева будучи членом рабочей группы по разработке законопроекта представила сравнительный анализ двух его вариантов, выступив с презентацией проекта Закона
«О статусе педагога». Как пояснила А. Мукашева, первый вариант документа содержал нормы, предусматривающие выслугу лет педагога, выплату оздоровительного пособия к
ежегодному трудовому отпуску в размере двух должностных окладов, возможность приобретения жилья педагогами по льготной ипотечной программе без первоначального взноса, дополнительные выплаты для ученых званий профессора, ассоциированного профессора (доцента). Для привлечения одаренной молодежи в проект закона была включена норма о повышенной стипендии для студентов, обучающихся на педагогических специальностях. – Основной вопрос, который волнует педагогов, – это заработная плата. Поэтому в первоначальном варианте была норма, согласно которой местные представительные органы вправе устанавливать размер заработной платы педагога
не ниже уровня, соответствующего средней зарплате по региону. Например, в Астане в декабре прошлого года средняя зарплата составила 270 тыс. тенге. Если эта норма пройдет, то в столице учителя будут зарабатывать не менее этой суммы, – сказала А. Мукашева.
Она также рассказала об исключении нормы о выслуге лет педагога. Кроме этого, не нашли поддержки и поправки об увеличении лечебных пособий при выходе педагога в ежегодный трудовой отпуск. Не прошли и нормы по предоставлению льгот выпускникам, обладателям «Алтын белгі», при поступлении в вузы.
– К сожалению, при согласовании с государственными органами эти предложения были исключены из обсуждаемого на сегодняшний день проекта закона, – подчеркнула А. Мукашева. От лица профсоюза отрасли и педагогической общественности она выразила
обеспокоенность тем, что многие социальные гарантии и льготы могут не реализоваться на соответствующем уровне, так как они остаются в компетенции местных исполнительных органов. – Как известно, местный бюджет ограничен в средствах и социальные гарантии педагогов финансируются по остаточному принципу. Это говорит о том, что закон без финансовой поддержки со стороны государства может остаться декларативным. Назрел вопрос о пересмотре формирования местного бюджета, – считает А. Мукашева. Специалисты отраслевого профсоюза работников образования и науки считают также необходимым ввести административную ответственность за привлечение учителей к субботникам и
общественным работам. – Если учителя будут привлекать к несвойственной его работе функциям, то должностное лицо в начале получает предупреждение, затем могут наложить
на него административный штраф в размере 10 МРП, а это 25 тыс.тенге, – пояснила зам. председателя отраслевого профсоюза работников образования и науки РК Айгуль Мукашева. При этом она сообщила, что педагоги республики собирают подписи под письмами и обращениями в адрес Правительства и Парламента РК с уверенностью, что их голоса будут услышаны и Закон «О статусе педагога» заработает на благо педагога и повышение его статуса. Представители профсоюзного актива республики, в свою очередь, озвучили требования педагогов о включении норм по выслуге лет, достойной оплате труда
и исполнении социальных гарантий и льгот, освобождении от прохождения аттестации педагогов, достигших пенсионного возраста. Президент Ассоциации вузов РК, д.э.н. Рахман Алшанов также отметил актуальность вопроса достойной оплаты труда и нагрузки педагога.
– Ежегодно в бюджет республики возвращаются неосвоенные миллиардные средства, банкам второго уровня выделяются огромные суммы для их поддержки, экономическая ситуация ухудшается, и одним из аспектов ее улучшения было бы повышение заработной платы педагога, которое будет иметь мультипликативное значение для экономики страны, – считает он.
Ректор Казахского национального женского педагогического университета Гаухар Алдамбергенова, говоря о социальных гарантиях обучающихся, предложила педагогическим вузам предусмотреть определенные стимулы с целью привлечения сильнейших выпускников. Заслушав предложения и рекомендации, прозвучавшие в ходе заседания,
депутаты Сената Парламента РК Бакытжан Жумагулов, Нариман Торегалиев и Динар Нукетаева отметили, что в ходе рассмотрения законопроекта в Парламенте в него могут быть внесены кардинальные изменения в лучшую сторону. Ожидается, что законопроект будет направлен на рассмотрение мажилисменов уже в марте этого года.
Линара САКТАГАНОВА

Комментарий