Бас тақырып | Тема дняЭкономика

ТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ

В Алматинской области состоялся международный бизнес-форум JETISY
INVEST-2019, в котором приняли участие представители крупных отечественных и
транснациональных компаний, госорганов, дипломаты и бизнесмены, которые обсудили вопросы инвестирования средств в различные отрасли экономики страны, в том числе и туризм.

В современном мире туризм является важнейшей отраслью в мировой экономике, не случайно нынешнее столетие провозглашено ООН Веком туризма. Лидирующие позиции туризма в мире обусловлены, прежде всего, процессами глобализации экономики и все возрастающим интересом людей к достижениям других народов и цивилизаций.
Развитию туризма в Республике Казахстан уделяется огромное внимание, и не случайно Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркивал в своем Послании народу Казахстана постулат о том, что «Следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности экологического и этнографического туризма, как на важную сферу экономики».

Также Елбасы Н. Назарбаев в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» уделил довольно большое внимание развитию отечественного туризма. В 57-м шаге говорится о привлечении стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристских кластеров. Вся эта работа будет увязана с реализацией Концепции развития туристской отрасли РК. В 87-м шаге говорится о разработке и реализации национального проекта укрепления гражданской идентичности «Менің елім», в рамках которого предусмотрена реализация серии технологических проектов. Один из них – создание масштабного интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана», главной целью которого выступает помощь каждому гражданину и иностранному туристу больше узнать о нашей стране. Туризм является быстро развивающейся отраслью мирового хозяйства, ее темпы роста почти в два раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. На сегодняшний день на сферу туризма приходится около десяти процентов мирового продукта, 30 процентов мирового экспорта услуг, семь процентов мировых инвестиций, десять процентов рабочих мест и пять процентов всех налоговых поступлений.
Корреспонденту «ЮГ» удалось поговорить со спикерами форума и задать ряд вопросов, а именно насколько динамично развивается туристическая отрасль в Казахстане, и какие меры нужно принять для создания более привлекательного туристического климата в стране? Об этом и многом другом нам рассказали директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА, президент группы компаний «Alina» Ерлик БАЛФАНБАЕВ, руководитель Офиса научно-технологического развития при Международном центре «зеленых» технологий и инвестиционных проектов Гульбазар МЕДИЕВА.
Рашида ШАЙКЕНОВА, директор Казахстанской туристской ассоциации:
– Сегодняшнее время одно из лучших для развития туризма в Казахстане. Возможно, завтра будет еще лучше. По сравнению с прошлыми годами можно заметить движение вперед. Если посмотреть на последние два-три года, то мы видим много значимых и знаковых моментов, которые произошли для внутреннего и въездного туризма. Это вопросы визовой политики, регистрации, а также вопросы, связанные с привлечением активной рекламы Казахстана на различных целевых рынках – Европейских и Азиатских. Все это делалось для увеличения потока туристов в стране. Мы приглядываемся к тому, что делают наши соседи и другие
страны в сфере развития туризма. Думаю, нам было бы глупо не использовать опыт других стран в данной сфере, ведь такой процесс всегда идет на пользу. Нашу сферу туризма назвать неповторимой нельзя, но она серьезно отличается от политики стран массового туризма, от стран, предоставляющих услуги по пляжному туризму. У нас этот сегмент не самый важный, поэтому у нас нет возможностей по предоставлению услуг по пляжному туризму. У нас есть свой турпродукт: эко-, этно-, сельский туризм, также путешествие на природу,
экстремальные туры, лечебно-оздоровительный туризм. Весь этот продукт называется «нишевым». У нас есть своя ниша, связанная с особенностью нашей биографии и наличием природных ресурсов. Многое сделано для создания привлекательного туристического климата, вовлечения бизнесменов в этот процесс, привлечения иностранных инвесторов. Сделаны конкретные шаги, выпущены и демонстрируются в мировых изданиях и на международных телеканалах прекрасные ролики о Казахстане, которые не так давно на одном из конкурсов выиграли призовые места. Эти позиции были признаны качественными. Сегодня туризм такая отрасль, что без мер государственной поддержки ей не обойтись. И поэтому государство должно сконцентрироваться в этом направлении и работать в сфере туризма системно. Нужна мотивация для внутреннего и въездного рынка, который в данное время не приносит большой прибыли. Сегодня выгодно работать на выездной туризм, отправлять туристов за границу. Еще раз отмечу, что для перестройки и развития рынка в сфере въездного и внутреннего туризма нужна поддержка государства.
Гульбазар МЕДИЕВА, руководитель Офиса научно-технологического развития при Международном центре «зеленых» технологий и инвестиционных проектов:
– Уровень развития индустрии туризма Казахстана намного отстает от его потенциала. Причем можно выделить ряд парадоксальных обстоятельств. В частности, природно-климатические условия выступают основополагающим фактором туристической отрасли нашей страны. В первую очередь можно выделить богатство флоры и фауны, уникальные
природные комплексы и ландшафты, также входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они являются катализаторами развития индустрии туризма. Одновременно с этим
природно-климатические условия также являются ограничивающим фактором для развития индустрии туризма. Можно сказать, что большая территория страны, дальние расстояния между городами, недостаточно длинный климатический сезон нуждаются в больших объемах инвестиций для развития инфраструктуры. Во многом благодаря этим обстоятельствам уровень развития индустрии туризма в РК пока далек от общемировой тенденции. Если
в мировом ВВП доля туризма составляет порядка десяти процентов, то в Казахстане данный показатель, несмотря на динамику роста, не достигает и одного процента. Развитию этнотуризма и экотуризма уделено особое внимание в Послании Президента К.-Ж. Токаева. Глава государства отметил, что следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики. Этнографический туризм как раз и является одним из видов такой реструктуризации, способствующей активизации сельского населения и обеспечивающей его дополнительным доходом. Сегодня туры этнотуризма пользуются большим спросом и у тех, кто профессионально связан с этой сферой, и у просто любознательных туристов. Причем многие нередко берут за основу программу групповых туров и едут по маршрутам самостоятельно. Это ресурс и бизнес, от которого получают выгоду все – как потребители, так и производители. Этнотуризм дополняет и все остальные виды туризма – везде, куда едет турист, он, естественно, потребляет пищу и напитки. Комбинирование кулинарии и напитков с этносом и историей страны, с местными сортами вина представляет как раз то, что само по себе привлекает внимание и порождает интерес у туристов. Интересно познакомиться с бытом и историей нации, с историческими фактами, местностью, памятниками, обычаями. Все это дополняется дегустацией местных напитков и блюд. В этом и заключается обратная связь с этнотуризмом. Индустрия туризма является эффективным мультипликатором, прямо или косвенно влияющим на 32 отрасли экономики. Это – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, информационные технологии, связь, торговля, общественное питание, жилищно коммунальное хозяйство, страховой бизнес, сфера бытовых услуг, культура, искусство, спорт и т.д. Это комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию туристов, экскурсионные услуги и многое другое. С одной стороны, индустрия туризма является движущей силой и
вектором развития для всех смежных отраслей, а с другой стороны, туризм – создаст свой специфичный туристский продукт. Задача этнического туризма на данный момент состоит в том, чтобы сохранить взаимодействие экологического и этнического туризма и направить их
развитие в правильное русло, всячески поощряя активное участие в этом процессе местное населения.
Ерлик БАЛФАНБАЕВ, президент группы компаний «Alina»:
– Первая мера для более привлекательного туристического климата – это решение вопроса с национальными парками. Национальные парки у нас находятся в ведении Комитета лесного хозяйства, чья основная функция заключается в их защите, и это правильно. Но здесь нужен разумный баланс. К примеру, у западных стран есть институты рейнджеров, можно перенять их опыт. В той же Австрии и Альпах прокладываются пешеходные и велосипедные тропы, проводятся экскурсии. Все сделано так, чтобы туризм развивался, не причиняя ущерба окружающей среде. Вторая мера: необходима инфраструктура, особенно для таких больших проектов как турсфера. Это электричество, газ и канализация. У местных (областных) бюджетов на проекты собственных денег не хватает, поэтому поддержка из республиканского бюджета просто необходима. Я не говорю, что ничего не делается, работа ведется, программа принята, но самих механизмов нет. Туристическая отрасль в Казахстане развивается очень скромными темпами. Наши региональные конкуренты, такие как Грузия, Азербайджан, Кыргызстан и Узбекистан, идут семимильными шагами, из-за того, что вышеозвученные механизмы у нас отсутствуют. Когда они будут разработаны, то развитие пойдет намного быстрее, особенно в Алматинской области. Потому что сам Бог дал нам великолепный ландшафт и уникальную природу, а предки оставили нам ее нетронутой. Не использовать их для туризма – это большой грех.
Бекдаир НАГАШЫБЕК

Комментарий