Одна из обязанностей государственных служащих — представление в налоговый орган по месту жительства деклараций о доходах и принадлежащем им имуществе, находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и имуществу представляется в налоговый орган по месту жительства не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» и Законом «О борьбе с коррупцией». коррупцией» лица при поступлении на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах и имуществе. И в дальнейшем в период выполнения своих полномочий государственные служащие представляют соответствующие декларации ежегодно. Кроме того, законом установлена обязанность супруга (супруги) государственного служащего о сдаче декларации о доходах
и имуществе. Также следует отметить, что лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, сдают декларации в течение трех лет после увольнения.
В свою очередь, умышленное непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций о доходах, имуществе и других сведений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, лицами, занимающими государственную должность, и лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а равно супругом (супругой) указанных лиц образует состав административного коррупционного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 274 Кодекса РК об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 МРП, т.е. от 126 250 тенге. Проверка своевременности представления деклараций и достоверности отраженных в них сведений осуществляется налоговыми органами путем камерального контроля, проводимого в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно ст. 802 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным лицом факта совершения правонарушения. Таким образом, в случае выявления налоговым органом факта указания
лицом неполных или недостоверных сведений в проверяемой декларации возбуждается административное производство по ст. 274 КоАП. Также следует учесть, что согласно ст. 70 Налогового кодекса предусмотрена возможность предоставления налогоплательщиком дополнительной декларации. Однако неприменение мер административного реагирования
будет иметь место только в том случае, если такая дополнительная декларация представлена лицом по собственной инициативе до проведения проверки налоговым органом. Следовательно, вручение лицу уведомления об устранении нарушений налогового
законодательства по результатам камерального контроля свидетельствует о ненадлежащем исполнении налогоплательщиком налогового обязательства и влечет установленную
законодательством ответственность, в данном случае предусмотренную ст. 274 КоАП, независимо от последующего исполнения врученного уведомления. Вместе с тем следует отметить, что непредставление или представление неполных, недостоверных сведений в
декларациях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет увольнение или иное освобождение его от выполнения государственных или приравненных к ним функций в предусмотренном законом порядке. 21 января 2019 года Главой государства подписан Закон РК № 217-VІ «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства». В рамках Закона вносятся поправки в 42 законодательных акта, в том числе 11 кодексов. Предусматривается восемь блоков поправок, связанных с усилением защиты права собственности, институтом арбитража, оптимизацией
судебной нагрузки и гуманизацией экономических преступлений. Президентом было поручено с 1 января 2019 года поднять пороги применения уголовной ответственности по налоговым нарушениям до 50 000 МРП с увеличением штрафов. Данным законопроектом предусматривается ужесточение наказания за сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, выписку фиктивного счета-фактуры. В ч. 1 ст. 275 КоАП, предусматривающей административное наказание за сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности, сумма штрафа увеличена со 150 до 200 процентов от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту
налогообложения. В ч. 2 этой же статьи за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, сумма штрафа увеличена с
200 до 300 процентов от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.
В ч. 1 ст. 278 КоАП, предусматривающей административное наказание за занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации, расчете, заявлении о ввозе товаров
и уплате косвенных налогов, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, сумма штрафа увеличена по частным нотариусам, частным судебным исполнителям, адвокатам, субъектам малого предпринимательства или некоммерческих
организаций с 15 до 20 процентов, по субъектам среднего предпринимательства — с 30 до 50 процентов, по субъектам крупного предпринимательства — с 50 до 80 процентов от начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В ст. 280 КоАП, предусматривающей административное наказание за выписку фиктивного счета-фактуры, сумма штрафа увеличена по субъектам малого предпринимательства с 35
МРП до 100 процентов, по субъектам среднего предпринимательства — со 120 до 200 процентов, по субъектам крупного предпринимательства — 200 до 300 процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру. Увеличение размеров штрафов, прежде всего, направлено на укрепление дисциплины граждан и юридических
лиц по исполнению налоговых обязательств. Наряду с этим в Послании Президента от 5 октября 2018 года также указывается о введении в Казахстане с 1 января 2019 года налоговой амнистии с целью улучшения бизнес-климата, деловой атмосферы в нашей стране. Поэтому следует добросовестно и ответственно отнестись к своим налоговым обязательствам во избежание привлечения к административной и уголовной ответственности.
Саят ОРАЗБАЕВ,
судья судебной коллегии
по гражданским делам
Карагандинского областного суда