Несмотря на все меры, предпринимаемые государством, все еще лица с инвалидностью в нашей республике являются наиболее уязвимой группой населения с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала.

Проблема невозможности реализации интеллектуальных и творческих возможностей среди людей с инвалидизацией наиболее актуальна, во-первых, в силу ограничения их жизнедеятельности из-за комплексных нарушений здоровья, а следовательно — ограничения возможностей удовлетворения своих базовых потребностей. Во-вторых, лица с особыми потребностями в Казахстане более ограничены по сравнению с другими группами населения в доступе к участию в социуме, услугам образования, удовлетворению социально-культурных потребностей.

Необходимо отметить, что хотя за годы независимости нашей страны реализован ряд мер в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан с инвалидностью, а обеспечение для них равных возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод гарантированы Конституцией страны и другими нормативно-правовыми документами, со стороны общества и государственных органов зачастую имеет место пренебрежительное отношение к проблемам лиц с ограниченными возможностями. Чтобы это увидеть, достаточно просто выйти на улицу любого крупного мегаполиса РК, не говоря уже о маленьких городах и населенных пунктах. Практически отсутствуют условия для нормального доступа к жилым, общественным и производственным зданиям, объектам социальной инфраструктуры (в виде подъездных путей, пандусов, пешеходных переходов, специальных светофоров, устройств для инвалидных колясок и многих других приспособлений, используемых в цивилизованных обществах для облегчения жизни людей с ограниченными возможностями).

Конечно, современный человек живет в стремительном веке информационных технологий, где зачастую главной становится проблема социального отчуждения, которую часто не замечают в повседневной суете. Но невозможно равнодушно относится к беспомощности человека в инвалидном кресле, мимо которого проезжает последний автобус морозным зимним вечером, слепой девушки, за спиной которой посмеиваются и обмениваются остротами в ее адрес ровесницы, ребенка с ментальными нарушениями, чье появление в обычной школе вызывает негодование со стороны родителей, не желающих, чтобы их дети учились в одном классе с «недоумком». Именно поэтому тема отношений в обществе обостряется при обсуждении проблем людей с особыми потребностями, которые не могут обычным образом встроиться, адаптироваться в обычный ритм социальной жизни. Отсюда логично возникает вопрос: какие меры могут и должны предпринять общество и государство для изменения этой ситуации?

Одним из наиболее перспективных путей решения проблемы в данном случае представляется путь к развитию инклюзивного общества, поскольку это не только шанс для людей с нарушениями здоровья на полноценную жизнь, но в первую очередь шанс для всех нас преодолеть границы социального отчуждения.
Именно поэтому во всем мире сейчас действует множество различных инклюзивных инициатив, среди которых спортивные, художественные, театральные инклюзивные проекты, различные акции, открывающие новые возможности для преодоления границ и активной социальной жизни не только особенных детей и взрослых, но и всех, кто принимает участие в создании инклюзивной жизни.

Как поясняет психолог и психотерапевт, автор развивающих личностных программ Анель Садыкова, смысловым ядром инклюзивного образования является идея о полном исключении любой дискриминации детей и создание особых условий для включения в социум детей, имеющих особые образовательные потребности.Более того, сегодня институт инклюзивного образования является единственным признанным мировым сообществом инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями на образование и счастливое будущее.Как известно, введение детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями в социум происходит затруднительно, поскольку для них необходимо более длительное время на усвоение правил поведения и взаимодействие с окружающими людьми, им сложнее привить знания, умения и навыки, необходимые для подготовки к школьному обучению, и требуется больше времени. Поэтому дети с подобными проблемами испытывают трудности в освоении школьной программы и оказываются неподготовленными к общению со сверстниками с нормальным интеллектуальным развитием.

— Для изменения ситуации детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями необходимы как индивидуальные, так и групповые занятия, на которых адаптироваться им помогают сверстники, не имеющие подобных проблем и прошедшие соответствующую подготовку. Кроме того, для родителей особенных детей необходимы поддерживающие консультации по воспитанию и обучению ребенка. Разумеется, важно чтобы психологическую поддержку и профессиональную коррекционную помощь оказывали квалифицированные специалисты — учителя-логопеды и дефектологи, психологи с соответствующим образованием, — поясняет А. Садыкова.

О реализации проектов по поддержке инклюзивного образования рассказывает СалтанатМурзалинова-Яковлева, руководитель Центра социальных инклюзивных программ г. Алматы. Так, минувший год показал следующие результаты: в проекте сейчас принимают участие 50 семей, в тесном кругу сплотились дети самых разных возрастов, от старшеклассников до малышей, которых поддерживают мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тети. Поддержку оказывают, обучают и обучаются группа преподавателей и психологов, которые решили работать в области организации инклюзивного процесса. Кроме того, огромную помощь проект получает от волонтеров из самых разных сфер.

— Стартовал проект «Спорт в моем дворе» — наши партнеры провели для инклюзивной команды занятие в форме соревнований. Открыта группа обучения тьюторскому сопровождению, в которой наряду с изучением теории о различных особенностях у детей, основ психологии и физиологии люди учатся искать свой собственный подход к каждому ребенку, видеть личность в каждом ребенке и каждом взрослом. Огромное спасибо Детской библиотеке им. Сапаргали Бегалина за содействие и поддержку, благодаря которой мы можем сделать эту группу бесплатной. Кроме того, еще два проекта запущены благодаря мощной поддержке библиотеки и лично Алмы Конаровой. Один из них — «Английские видеописьма». Именно таким способом мы изучаем английский язык как язык коммуникации. В прорабатываемых на занятиях ситуациях меняется само отношение ребят к языку, появляется смысл в изучении грамматики, накоплении словарного запаса. Также начались занятия в Компьютерной академии «ШАГ», во время которых ребята из подростковой инклюзивной команды помогают особенным товарищам осваивать азы 3D-моделирования. Выпущены брошюры и видеоуроки для педагогов, желающих приобрести опыт в сфере инклюзивного образования. Для педагогов, подростков и родителей выпущены пять брошюр, которые легко можно скачать с сайта Центра инклюзивного образования г. Алматы и пользоваться ими, когда понадобится. Брошюры написаны доступным языком, снабжены практическими материалами. Имеется также Атлас по социальной инклюзии, который можно использовать в работе с детьми, потому что он разработан специально с учетом их возможностей как актуальных, так и потенциальных, — рассказывает С. Мурзалинова-Яковлева.

Помимо сказанного экспертами, необходимо отметить, что в нашей стране имеется законодательная база для поддержки и внедрения инклюзивного обучения. В эту базу входят Законы РК «О правах ребенка», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах». Кроме того, в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы предусмотрены меры по сохранению специального и развитию системы инклюзивного образования.

На данный момент необходимо понимание обществом и заинтересованными государственными органами того факта, что развитие системы инклюзивного обучения направленно, в первую очередь, на защиту и поддержку интересов детей, которые уже вовлечены в обучение в общеобразовательной школе. Произошло это в силу разных причин.Так, в некоторых городах и селах республики отсутствуют специальные коррекционные школы, а в других они закрылись из-за недостаточного финансирования и нехватки специалистов. В результате дети с особыми потребностями часто сталкиваются с проявлениями стигматизации и дискриминации в обычных школах, где отсутствуют квалифицированные кадры и нет понимания и принятия нового подхода к инклюзии. Кроме того, необходимо продумать меры по включению в образование детей с ограниченными возможностями, которые вследствие тяжелых форм интеллектуальной и физической недостаточности не могут посещать учебные заведния.

Эти задачи официально прописаны в пунктах Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. В частности, в них отмечено, что инклюзивное образование реализуется «Во-первых, через сохранение и расширение сети специальных организаций образования, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, специальных детских садов и школ, консультационных пунктов для родителей; во-вторых, через создание «безбарьерных» условий в детских садах и общеобразовательных школах; в-третьих, через организацию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать организации образования и обучаются на дому по индивидуальной программе».

Однако следует помнить, что концепция инклюзивного образования и ее ядро — отсутствие проявлений дискриминации в отношении особенных детей прочно и действенно войдет в образовательный процесс только в том случае, если она станет составной частью профессионального мышления педагогов. Для этого, в свою очередь, требуются консолидированные усилия государства, общества, а также СМИ — для разъяснения задач инклюзивного образования и его пропаганды.

Дина АМИРОВА