В современном мире многоязычие является неотъемлемой частью существования общества. Образование формирует и развивает личность не только посредством накопления определенных фактов, но и посредством усвоения и осознания определенного содержания. Новая система образования открывает перед казахстанцами блестящие перспективы как в пространстве мирового сообщества, так и внутри страны в плане коммуникаций, снятия культурных барьеров и налаживания новых отношений во всех сферах жизни.

Толерантность образованного человека вырабатывает признание другого мировоззрения, признание другой личности и культуры как необходимого обогащения своего существования в современном мире. Укрепление международных связей, повышение качества знаний до уровня мировых стандартов — все это требует повышенного внимания к развитию языка как главному инструменту общения.

         Идея полиязычного образования впервые была высказана Президентом страны в октябре 2006 г. на Ассамблее народов Казахстана, в феврале 2007 г. в Послании «Новый Казахстан в новом мире» была предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков в Республике Казахстан», который был принят на государственном уровне в июле 2007 г. Цель – способствовать прорыву экономики Казахстана, обеспечению его конкурентоспособности и успешному вхождению в мировое пространство. Триединство языков – важный фактор общественного согласия. Для современного казахстанца владение тремя языками – условие собственного благополучия. Многообразие культур и языков, как и их равное сосуществование, является главным достоянием Казахстана.

Поручение Главы государства, данное на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года (пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех») является основанием разработки дорожной карты  развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы, которая направлена на улучшение условий образовательной среды, способствующей овладению обучающимися государственным языком – казахским, русским языком, употребляемым наравне с казахским в качестве официального, и английским языком как инструментом успешной интеграции  в мировое сообщество.

Такую задачу поставил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», и вновь напомнил, что для современного казахстанца владение тремя языками – обязательное условие собственного благополучия. Президент отметил, что внутреннее единство государства чрезвычайно важно при нынешней ситуации в мире.

Президент в своем Послании народу Казахстана отмечал важность владения несколькими иностранными языками, чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.

Главная цель программы трехъязычия – создать платформу, которая будет основой и началом реализации идеи Президента РК «Мәңгілік Ел». «Мәңгілік Ел» — это создание казахстанского общества, которое может свободно узнавать, осваивать и использовать новости мировой цивилизации, науки и техники, как этого требует современность.

Формирование межкультурной компетенции позволяет развивать спопобность личности принимать участие в диалоге кеультур на основе объединения, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям.

Язык и культура представлют собой единство, в котором ведущую позицию занимает культура. Привлечение материалов культуры повышают мотивацию учения.

Знание разных языков обогащает мировоззрение, так как возможность понимать другой язык и, следовательно, другую культуру дает человеку возможность мыслить шире. Конечно, не только знание языков повышает культурно-интеллектуальный фонд страны, это и изучение точных наук, и знание музыки и искусства.

Иностранные студенты, обучающиеся на факультете довузовского образования КазНУ имени аль-Фараби, изучают казахский и русский языки. Целью обучения является не только овладение этими языками, но и формирование межкультурной компетенции.

Студенты-иностранцы изучают исторические, политические, культурные и национальные ценности государства Казахстан и вместе с тем параллельно при изучении русского языка знакомятся с историей и культурой России.

Вот, что думают об этом студенты-иностранцы: Ли Бон Жи (Корея): «Мы изучаем казахский язык и русский язык. Это помогает нам лучше понять историю и культуру не только Казахстана, но и России. Трехъязычие открывает дорогу в большой мир».

Цзэн Лу (Китай): «У студентов из Китая повышается интерес к изучению казахского языка. Знание языка помогает общению, позволяет нам узнать много нового и  интересного о Казахстане».

Кызыл Хакан (Турция): «Русский язык, который является языком межнационального общения, в Казахстане знают все люди. Я думаю, что принцип трехъязычия позволяет Казахстанскому народу сохранить исторические и культурные связи с Россией. Мы с удовольствием изучаем русский язык в Казахстане, где его преподают очень хорошо. Общение с людьми в Казахстане помогает увидеть, что люди разных национальностей, живущие в Казахстане (казахи, русские, корейцы, уйгуры и др.) с уважением относятся друг к другу и хорошо знают историю и культуру своих народов».

Таким образом, трехъязычие в образовании позволяет студентам-иностранцам участвовать в межкультурном общении, расширять и углублять познание мира, активно использовать новые языки.

 

Саденова А.Е., д. ф. н., Игнатова Е.Р., к. ф. н., Толмачева Д.С., к. ф. н,

Кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев

Факультет довузовского образования КазНУ имени аль-Фараби